Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Вечерочные песни
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Традиционная культура русских старожилов

Вечерочные песни

Вечерочные песни, в русской фольклорной традиции Тобольского Севера тип хороводных песен, исполняемых на вечерках. Игровая функция В. п. заключается в «припевании» молодца к девушке (или девушки к молодцу), которое обязательно завершается поцелуем. В отличие от весенне-летних хороводных песен с развернутым и поступательным развитием сюжета, тексты В. п. характеризуются скорее одноэпизодностью и формульностью описываемой ситуации, состоящей из динамического сочетания ряда действий и положений. Репертуар ситуаций-формул подчинен принципу варьирования базовой коллизии «молодец–девица» и восходит к разным образно-смысловым источникам. Среди них частотны ситуации-формулы символического типа, встречающиеся в свадебных песнях и лирических песнях разных жанров. Такой тип формул нередко соотносим с принципом психологического параллелизма и может иметь величальную семантику: девица гуляет в зеленом саду, срывает «цветики» — призывает молодца гулять с ней; голубь и голубка милуются в тереме; голубь величает голубку; три лебедя и три лебедки «сплываются»; «самаровски охотнички» прикармливают утицу и т. д. Ситуации-формулы В. п. могут восходить к традиционному любовному этикету, представленному идеализированно в формульности лирических песен и влиявшему на культурный быт: молодец носит девице дорогие подарки; молодец «красуется»; девица «красуется»; молодец встречается с девицей — здоровается с ней, гуляет в зеленом саду; молодец выспрашивает у девушки «любишь али нет» и т. д. В. п. могут воспроизводить и ситуации конкретных игр, которые они сопровождают, или игровое пространство хоровода и вечерки в целом: две птички летели — две птички садились (девушки, ходившие в круге, садятся к выбранным ими парням, на колени); молодец водит вдоль горницы девицу; молодец «скакал, плясал» в хороводе, сронил венок — девица поднимает; и т. д. В репертуар В. п. входили и т. н. «величанные» песни, в которых присутствующих в игре парней и девушек величают «на имя»; такие песни близки к свадебным величальным песням по своему образно-смысловому строю. Специфика словесных текстов В. п. подчеркивается и особенностями форм напева — обычно это простые структуры типа «вопрос — ответ», «пара периодичностей», стиховые формы. В отличие от других видов хороводных песен, для В. п. характерна традиция исполнения нескольких текстов на один напев — «напев-формулу» (напевы-формулы специфичны для календарно-обрядовых и свадебных песен). В. п. являлись особо значимым пластом песенной культуры русских старожилов Тобольского Севера, имели широкое распространение, что, очевидно, обеспечило высокую степень сохранности традиции В. п. в отличие от других песенных жанров.

Лит.: Мехнецов А. М. Песни русских старожилов Западной Сибири. Вып. 1: Народные песни Томского Приобья. — Москва, 2000; Песни, записанные Е. В. Адриановой в с. Самаровском Тобольского округа // Записки Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела РГО. По этнографии. — 1902. Т. 1. Вып. 1.

О. Р. Николаев.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Топографические ориентиры/Тобольский Север
Предметный указатель
Вечерки
Упоминается в статьях
Вечерки