Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Вечерки
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Традиционная культура русских старожилов

Вечерки

Вечерки, внесезонные увеселения молодежи в русской старожильческой традиции Тобольского Севера. В. типологически сходны с посиделками, характерными для Европейской части России. Игровое пространство В. функционально связано с проживанием «пограничного» периода жизни: после достижения совершеннолетия до заключения брака. Согласно сургутской традиции, В. устраивались круглый год, кроме времени Великого поста и всех предпраздничных дней. Сроки проведения В. варьировались в локальных традициях; всегда выделялось зимнее время, особенно — святки. В. могли быть приурочены к дням именин девушек (Сургут), к т. н. «помочкам», приглашениям девушек в какой-либо дом для совместных работ (см.: Помочи). У сургутских старожилов парни не справляли именин в форме В.; собирали только свою холостую компанию. Девушки, вступив в возраст «невест» (с 16—17 лет), всегда в день именин устраивали В. Форма проведения В. была достаточно устойчива. Девушка-хозяйка брала на себя обязательства угостить приглашенных подруг чаем с сахаром и «прикуской» — печеньем к чаю из белой муки (в богатых городских домах подавали и десерт), а также осветить комнату для В. (чаще всего — сальными свечами, у богатых — стеариновыми, реже — лампами). Парни на В. не приглашались: мог прийти и участвовать в танцах и играх любой желающий; музыкальные инструменты приносили с собой или приводили нанятого музыканта. Не приглашенные хозяйкой девушки могли присутствовать на В. только в качестве публики, не принимая участия в играх и танцах. На деревенские В. (в отличие от городских) все девушки деревни приходили без приглашения. На В. собирались с наступлением темноты; после чаепития девушки рассаживались на скамьях и стульях в переднем углу; в ожидании прихода парней пели обычно т. н. «проголосные» песни. По обычаю, девушки и парни держались на В. отдельно: девушки сидели в переднем углу, парни «толпились» у порога; перейти и сесть рядом с девушками было непозволительно согласно этикету В. Основное содержание В. составляли танцы и игры. Исконным был репертуар традиционных общерусских плясок: «русская» (с разновидностями: «одиночка», «барынька», «голубец»), «камаринская», «трепак». Исключительно сибирской пляской наблюдатели XIX в. считали «шестеру» («шестерку»): название дано по количеству пляшущих — три парня по ходу пляски выбирают каждый по девушке. Первоначально плясали под песни (каждой пляске соответствовала определенная песня); позже появилось музыкальное сопровождение (балалайки, гармони). На рубеже XIX—XX вв. в моду входят танцы европейского происхождения: кадриль «с фигурами», «лянсье», полька, краковяк, «тустеп», «падыспань» и т. д. Согласно описаниям, «новомодные» танцы зачастую вызывали неприязненное отношение девушек. По традиционному плясовому этикету, в плясках принимали участие все присутствовавшие девушки: парни обязательно брали их всех и в «шестерку», и в «русскую» по очереди. «Европейские» танцы были сориентированы на индивидуальный выбор пары; многие из девушек могли просидеть всю В. в ожидании приглашения, согласно формуле, бытовавшей в сургутской традиции, — «трясти веретено». По обычаю, на следующий день у такой девушки подружки могли спросить: «Много ли напряла вчера веретен?». Между танцами на В. пели игровые песни (см.: Вечерочные песни) и «ходили играми». Сценарий большинства игр, сопровождавшихся «припеванием» молодца к девушке, сводился к следующей схеме: выбор пары; хождение пары по кругу с игровыми импровизациями; заключительный поцелуй. Ряд игр имел более сложную драматургию: имитация сватовства (игра «боярами», «А мы просо сеяли»); пародийно-игровое воспроизведение замужней жизни; игры, построенные на угадывании (игра «в олени», «золото хоронить» и т. д.). В сургутской традиции обязательной последней игрой в составе В. была т. н. игра «в суседки». Выбранный из числа парней «староста-раздатчик» «раздает» всем парням по девушке; пары рассаживаются по отдельности и ведут разговоры. Происходит своеобразное предписанное этикетом В. игровое проживание ситуаций любовного общения. «Раздатчик» при этом расхаживает около «парочек» и время от времени спрашивает, доволен ли парень своей «соседкой». В случае положительного ответа «староста» приказывает «повидаться» (т. е. поцеловаться); в случае отрицательного — парень меняется девушками с «соседом». Игра «в суседки» предполагала и ряд вариаций: парни могли предложить «старосте» «повидаться» со своими «соседками»; «раздатчик» мог приказать или всем поцеловаться со своими «соседками» какое-либо количество раз, или всем поменяться «соседками» (при этом сам «староста» пытался захватить одно из временно освободившихся мест) и т. д. В поздней традиции В. обычно начинались и заканчивались кадрилью. Если В. устраивалась за «помочки», то после игры «в суседки» парни расходились, девушек оставляли еще на ужин. В случае именин приглашенные девушки, как правило, оставались после ужина ночевать. В старожильческих поселениях, испытавших сильное влияние городской культуры (Березов, Обдорск), традиционные В. сочетались со светскими формами увеселений, например, вечером званым. Традицию проведения В. возрождает Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского (г. Сургут) как внутри Колледжа, так и в масштабах города. Комплексные краеведческие экспедиции «Славянский ход» (1991, 1992, 2001), организованные Обществом русской культуры, предполагают проведение В. для жителей городов, сел и деревень по р. Оби и Иртышу.

Лит.: Неклепаев И. Поверья и обычаи Сургутского края // Обряды, обычаи, поверья: Сборник статей. — Тюмень, 1997.

О. Р. Николаев.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Исторические топонимы/Березово
Топографические ориентиры/Иртыш р.
Топографические ориентиры/Обь р.
Сургут г.
Топографические ориентиры/Тобольский Север
Предметный указатель
Вечерочные песни
Суседки
Упоминается в статьях
Вечерочные песни