Запряжка, способ присоединения лошади к экипажу. В общерусской традиции различались несколько видов З. по технике З: оглобельно-дуговая, оглобельно-постромочная, постромочно-дышловая, постромочная и комбинированная; по количеству лошадей: одиночная, парная, троечная, четверней, шестерней, цугом, гусем. В сложных дорожных условиях Тобольского Севера особенно выделялась З. гусем, при которой несколько лошадей запрягались в экипаж поодиночке, одна за другой; при этом коренник закладывался в оглобли, прочие в постромки одна за другой впереди коренника. В ямщицкой субкультуре возникли и особые наименования, производные от З. гусем: гусевая лошадь, передняя лошадь при запряжке гусем, обычно самая выносливая, знающая хорошо дорогу, места остановок; гусевая дорога, узкая, трудно проходимая дорога, по которой можно ехать только «гусем». У каждого ямщика при этом была в обозе так называемая вытяжная, сильная ломовая лошадь, впрягаемая при плохой погоде.
|