Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Ямщицкая субкультура
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Традиционная культура русских старожилов

Ямщицкая субкультура

Ямщицкая субкультура, совокупность явлений материальной и духовной культуры, обусловленных спецификой ямского промысла (ямщины) и обеспечивающих жизнедеятельность ямщиков в функциональном и ценностно-смысловых планах. Распространенность ямщины подчеркивает значимость Я. с. как разновидности промысловых субкультур и важнейшей составляющей традиционной культуры русских старожилов Тобольского Севера. Комплекс ямщицкой одежды является вариантом традиционной промысловой одежды (см.: Одежда традиционная) и имеет достаточно широкий диапазон сочетаний элементов, обусловленный как резким различением местных климатических условий, так и локальной спецификой старожильческих традиций. Чаще ямщики надевали в дорогу одежду, заимствованную от обских угров: малица, гусь; гусь мог одеваться и на русский полушубок. В южной части региона (Тобольский уезд) встречался и русский традиционный комплекс дорожной одежды: полушубок, сверх которого надевалась большая баранья шуба с опояской; использовалась и зимняя верхняя одежда типа дохи — яга: «Яга тоже ямщицкая, сделана из собачьих шкур, мехом кверху» (Тобольский район). Обувь ямщиков также была обычна для промыслового комплекса одежды: бродни, надеваемые на кисы, или «собачьи чулки» (чулки из меха собаки). В случаях сильных морозов использовались «топоры» (или «тобоки»), верхние сапоги (по воспоминаниям — «огромных размеров»), сшитые из оленьих, собачьих или других шкур мехом наружу. Топоры надевались на валенки или кисы. Ямщицкий комплекс одежды трансформировался исторически. По воспоминаниям сургутских старожилов, в 1920—1930-е гг. одежда ямщика могла выглядеть так: сшитые из выделанной телячьей шкуры шерстью наружу шаровары; ватная куртка, покрытая сукном, которая затягивалась опояской; треух; шерстяные рукавицы, обшитые сукном; теплые шерстяные носки, связанные «на одной игле»; поверх них — носки из волоса конской гривы, препятствующие проникновению сырости; валенки казанского производства, с голенищами выше колен. В «запас» сургутский ямщик брал две пары носков, олений и байковый гуси. Наблюдателями в начале ХХ в. отмечена знаковая деталь ямщицкого костюма: красные суконные ленты, развевающиеся на плечах обозчиков в гусях. Обязательными атрибутами зимней дороги были также шубные одеяла (чаще — бараньи) для укутывания ног, кошмы, которыми прикрывались сверху. В ямском промысле использовалась не повседневная, а особо крепкая упряжь (из кожи и сыромятных ремней), зачастую — нарядная, выездная. Символическим атрибутом ямщицкой упряжи были расписные дуги (особенно ценились «харьковские дуги») с подвешенными на них бубенцами. В ямщицкий инвентарь входили запасы овса для лошадей, еды для самого ямщика (прежде всего — хлеб и рыба); хребтуги и торбы для кормления лошадей; кнут; ботало (привязывалось к последней лошади обоза, чтобы не потерять). На случай непредвиденной опасности у ямщиков существовали орудия обороны. Батик, палка с большим утолщением на конце, вырезался из молодой березы с корнем. Кистень, род холодного оружия ударно-дробящего действия, состоял из короткой палки (кнутовища), на одном конце которой на ремне или цепочке подвешивалась гиря, часто с шипами (шипы на Тобольском Севере именовались «титьками»), а на другом находилась петля, надеваемая на руку. Иногда кистень имел вид ремня или цепочки с гирькой на конце. Известно использование в функции кистеня безмена — старинных весов, выглядящих как железный стержень с грузом на одном конце. Ямщицкое оружие (входил в его состав и топор) находилось в передних санях — «лежанке». Я. с. в ее духовном аспекте выявлена и описана недостаточно. Очевидно существование как особых социальных принципов в ямщицкой среде (например, специфика временного социума обоза), так и ритуально-магической практики, нейтрализующей кризисную ситуацию дороги. Для ямщиков особой актуальностью обладало народное метеорологическое знание; несомненно, в ямщицкой среде было немало «знатоков» погоды. Для ямщицкой повествовательной традиции характерны былички и локальные предания, сообщающие мифологическую и квазиисторическую информацию о местах ямщицкого «маршрута»; бытовые рассказы о кризисных ситуациях и необыкновенных случаях; народные анекдоты и бытовые сказки. Одним из пространств бытования ямщицких рассказов были довольно многочисленные постоялые дворы (см.: Дворничество); так, по течению р. Оби от Сургута до Самарова они находились фактически в каждом старожильческом поселении. Особый интерес вызывает социальный диалект ямщиков Тобольского Севера, в состав которого входит специальная и достаточно сложная терминология ямщины; местная лексика, возникшая в отношении средств передвижения (особенно — саней), запряжки, упряжи; репертуар речевых формул, восходящих к ямщицкому быту и зачастую приобретающих более широкое (в том числе — переносное) значение (см.: Кнут). Я. с. Тобольского Севера требует системного научного исследования.

О. Р. Николаев.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Топографические ориентиры/Обь р.
Сургут г.
Топографические ориентиры/Тобольский Север
Предметный указатель
Ботало
Быличка
Доха
Малица
Предания русские
Сани
Сказки бытовые
Упряжь
Упоминается в статьях
Запряжка
Яга