Масленица, неделя, предшествующая Великому посту; в календаре следует после святок, один из основных праздничных и ритуально-магических комплексов русского народного календаря. На Тобольском Севере М. отчетливо представлена тремя обрядовыми формами: катание с гор, катание на лошадях, обрядность Прощеного воскресенья. М. сопровождалась сооружением для молодежи ледяной горы — катушки. По материалам из Сургута, Обдорска, Березова; хотя она и устраивалась вскоре после святок и еще задолго до М., но наибольшего оживления катания достигали именно на масленичной неделе. Катание на катушке на М. происходило ежедневно, начиная с полудня и даже ранее и до темноты (в другие дни катания начинались с 3—4 часов дня).
В соответствие с общерусской традицией отличительной чертой М. было катание на лошадях. Для масленичных катаний хозяевами запрягались лучшие лошади и использовалась праздничная упряжь. Вместо обыденных саней (дровни, розвальни) на М. появлялись выездные сани: так в с. Самарове они именовались «скачками». Скачки покрывались ковром так, чтобы часть его спускалась сзади до земли. Описатели отмечали характерное соперничество катающихся между собой в добротности лошадей, в убранстве упряжи и саней. Катание обычно совершалось вокруг и вдоль поселения. В Березове катались не только на лошадях, но и на оленях.
Последний день М. (воскресенье) именуется в местной традиции «прощенным днем», в который ходили «прощаться» к старшим и на могилы к умершим родственникам (элемент масленичной поминальной обрядности). В этот день катания на катушке длились только до 4—5 часов, затем гору ломали и расходились «прощаться». Молодые супруги сначала ездили вокруг города, затем заезжали к старшим родственникам, родителям, крестным, вообще к почтенным людям. Молодых угощали чаем и водкой, затем они кланялись в ноги хозяевам, обращаясь к ним по имени и прося у них прощения. Старшие обыкновенно отвечали подобной фразой: «Бог тебя простит, и ты меня прости». По обычаю после этого все расходились по домам и, «заговевши», ложились спать или продолжали масленичное веселье. Как указывают этнографы, во многих местах Тобольского Севера (Сургут, Обдорск) на М. отсутствовал обычай печь блины (хотя их и употребляли в других ситуациях), а угощения были такими же, как и в другие дни.
Региональную традицию масленичной обрядности нельзя считать достаточно выявленной. Согласно специфике русской старожильческой культуры Тобольского Севера, локальные ритуальные традиции могут представлять достаточно непредсказуемые варианты и трансформации. Так, в целом нехарактерный для региона обряд «проводов М.» бытовал в начале ХХ в. в Обдорске: соломенное чучело М. помещалось на дровни, завешанные рогожей; в дровни впрягалась лошадь «тоже вся в рогоже, в лоскутках, лентах и колокольцах», на ноги которой были натянуты «старые рваные портки и даже сапоги». Подобные «масленичные поезда» характерны для многих локальных традиций Западной Сибири.
|