Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Пасха
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Традиционная культура русских старожилов

Пасха

Пасха, в православной церковной традиции великий праздник Воскресения Христова. В славянской народной культуре П. осознавалась как кульминация возрождения жизненных сил, совершеннолетие весны. Не случайно в общерусской традиции (как и в традиции Тобольского Севера) с П. начинался годовой цикл жизни молодежи, завершающийся свадебным сезоном от Святок до Масленицы. П. предшествовала Страстная неделя, последняя неделя Великого поста; в народной традиции особо почитался четверг на Страстной неделе — Великий четверг, значимое средоточие магических действий разного типа и направленности. Праздничной была вся Светлая неделя, но наибольшее количество народных мифологических представлений и магических действий было связано с пасхальной заутреней («Христовской заутреней»), службой, начинающейся в 12 часов ночи с крестного хода. Как считалось, проспать пасхальную службу было непростительным грехом, и в этом случае человеку весь год должны были сопутствовать неудачи. Если девушка просыпала «Христовскую заутреню», то ей должен был достаться плохой муж; эта же примета была действенна и в отношении парней. По поводу женщин, страдавших от несчастливого брака, в Сургуте бытовала формула: «Христовску заутреню проспала». Время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения ряда магических действий (инициационная магия — магия начала). Охотники мыли ружье перед «Христовской заутреней» и во время нее делали холостой выстрел, чтобы ружье било далеко и метко. Ко времени пасхальной службы были также приурочены поверья, связанные с традицией низшей мифологии (демонологии). Во время службы можно было попытаться добыть себе «неразменный рубль» (см. Богатство). По народным представлениям, во время «Христовской заутрени» чернокнижники подновляют на следующий год свои заговоры, и их можно лишить колдовской силы. Во время пасхальной службы можно было переловить всех вещиц какого-либо поселения. В первый день П. (Светлое Воскресенье), согласно поверьям сургутян, на восходе солнце «играет» — увеличивается, уменьшается, переливается. Пища обрядовая на П. была традиционной: красили яйца, пекли куличи; в поселениях посадского типа делали творожную пасху. Для ее приготовления использовали пасочницы (иногда в местной традиции они назывались «сырники») — деревянные разборные формы в виде пирамиды с изображенной на них пасхальной символикой, зачастую — растительным орнаментом. На Тобольском Севере, как и во многих регионах России, существовала традиция разрешать звонить в колокола на П. всем прихожанам. В некоторых местных традициях существовал обычай: «с колоколами прощаться» — ходить на колокольни в субботу Светлой недели. Поминальная обрядность была приурочена в основном к Радунице (вторник на Фоминой неделе, десятый день после П.), но есть сведения (Сургут) и о посещении кладбищ на П. — ходили христосоваться с умершими. С П. начинался новый период сезонных увеселений молодежи, знаменовался он устройством качелей. Катания на качелях сопровождались пением «проголосных» (протяжных) песен. Катания продолжались и после Пасхи — вплоть до начала весенних промыслов («весновки»). На Тобольском Севере (в соответствии с общерусскими представлениями) считалось, что с первого дня П. до Вознесения (сороковой день после П.) Христос ходит по земле, и слушает под окнами, что о нем говорят. Существовали запреты выливать или выбрасывать что-либо за окно в это время. Эти представления были существенной подоплекой бытования легенд о Христе-страннике.

О. Р. Николаев.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Сургут г.
Топографические ориентиры/Тобольский Север
Предметный указатель
Богатство в русской мифологической традиции
Великий четверг
Демонология
Масленица
Упоминается в статьях
Обряды периодические
Троица
Чернокнижники