Обряды родильные. В традиционной культуре русского крестьянства рождение ребёнка было важным событием. Период беременности и родов считался очень опасным для жизни роженицы и ребёнка. В культурном пространстве крестьянского мира состояние беременности ставило женщину на периферию освоенного мира, на границу «своего» и «чужого». Поведение беременной ограничивалось различными запретами. Русские старожилы Приобья полагали, что беременной не следует ходить в лес, т.к. лесной хозяин — медведь «зарится на беременных», нельзя перешагивать через оглоблю, голик или собаку, пинать собаку ногой. В этом случае у ребёнка может образоваться «кучерга» — спина будет болеть и приобретёт выгнутый характер. Нельзя было перешагивать ноги беременной женщины, иначе ей трудно будет разродиться. Беременным также запрещалось сидеть на пороге и бывать у покойников — умрёт и ребёнок. Долгое время единственной помощницей в родах для русских женщин, в т.ч. и в Сибири, была повивальная бабка. За 1-2 месяца до родов она приглашалась к беременной и правила живот. Период, когда повитуха ждала разрешения от бремени женщины, назывался «жданки». Большой интерес проявляли крестьяне к тому, кто родится, мальчик или девочка, как сложится судьба ребёнка, как долго он проживёт. По этому поводу существовало немало примет и гаданий. По форме живота, например, определяли пол будущего члена семьи. Если «брюхо востро — родится парень», а если «кругло-плоско — девка». О долголетии детей судили по цветку, выращенному особым образом в подполе. Белый цветок свидетельствовал о том, что на свет появится девочка, синий — мальчик. Если стебелёк будет стоять прямо, то дети будут «долговеки», если наклонится, повянет — «недолговеки». Если же ничего не вырастало, то и детей тоже не ждали. Цветок срывали, обернув руку или надев варежку, чтобы ребёнок жил в достатке (в противном случае его ждала бедность). Такое гадание проделывалось обычно летом, зимой лишь в тех случаях, если земля была талая, а подполье тёплое. Существовали и другие приметы о поле будущего ребёнка. Если болит живот, то родится девочка, если спина — мальчик.
Момент родов был опасным как для роженицы, так и для плода. Поэтому подготовка к ним была наполнена элементами погребальной обрядности. Женщина одевала белое бельё, вычёсывала волосы, заплетала косы, снимала все украшения, разувалась, просила у всех прощения, молилась. У благословенной иконы (т.е. иконы, которой благословляли на брак родители) зажигали венчальные свечи. При трудных родах развязывали все узлы, расплетали косы, просили разрешения открывать царские врата в церкви. В середине XIX в. среди сургутян бытовали представления о способности жены переводить свою болезнь при родах на мужей, т.е. муж испытывал все муки роженицы до тех пор, пока она «не опростается». Послед с кусочком хлеба, завернув в ветошку, зарывали в подполье. Появившийся на свет ребёнок вновь давал повод к размышлениям о его будущей судьбе. Если он громко кричал, то сургутяне считали, что проживёт долгую жизнь, а если молчалив, то и малый век ему уготован. О долготе жизни судили и по пяткам. Длинные пятки сулили продолжительную жизнь, а «короткопятый», соответственно, был «маловековой». После родов 6 недель женщина считалась нечистой. Бабка несколько дней подряд водила роженицу в баню. Ей запрещалось ходить в храм, в гости, приступать к иконам. Чтобы оберечь ребёнка от грозящих ему бед, над ним совершались специальные обряды, связанные с принятием ребёнка в дом и семью. В колыбель к мальчику клали лучок со стрелками, камень и кусок хлеба. Девочке — пряслице с веретеном. Колыбель окуривали богородской травой с воском, клали корень чертополоха, чтобы ребёнок был «покойней». Один раз в год, на следующий день после Рождества Христова (26 декабря), русские старожилы Приобья праздновали день повивальных бабок и рожениц. Праздник назывался «бабьи каши». В этот день все роженицы этого года и бабки собирались в церковь и до начала обедни служили общий молебен перед иконой «Чрева-рождения» (Божией Матери «Блаженное чрево»). После службы роженицы приглашали бабок, давали им деньги и угощали кашей.
Лит.: Листова Г. А. Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой (вторая пол. XIX — 20-е гг. ХХ вв.) // Русские: семейный и общественный быт. — М., 1989; Голикова С. В. Рождение ребенка в крестьянской семье // Традиционная культура русских крестьян Сибири и Урала. — Тюмень, 1995.
В. Я. Темплинг.
|