Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Чай
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Традиционная культура русских старожилов

Чай

Чай, один из самых популярных в России напитков. В конце XIX в. Российская империя потребляла 22% мирового производства Ч.; его ввоз вырос с 70000 пудов в 1800 до 3484000 пудов в 1901. До середины XIX в. (позже значительная доля Ч. поступала морским путем) весь Ч. ввозился сухим путем через Кяхту и продавался на Ирбитской ярмарке, и позже являвшейся главным центром чайной торговли в России. Так, в 1893 на ней было продано Ч. разных сортов на 4950000 рублей. В Сибири Ч. стал «национальным» напитком фактически для всех народов, в ней проживающих. У русских старожилов Ч. даже вытеснил традиционный квас, причем в том числе и в районах с развитым земледелием. На Тобольском Севере Ч. получил необычайно широкое распространение, что было обусловлено как ограниченными возможностями изготовления хлебных напитков, так и относительной дешевизной Ч. по сравнению с Европейской частью России. Русские старожилы употребляли Ч. китайского производства. Зажиточные семьи покупали байховый (название, используемое в России для рассыпного Ч., состоящего из отдельных чаинок) и цветочный (один из лучших сортов Ч. с примесью почек чайного листа) Ч. В местной традиции только высшие сорта Ч. назывались «китайским Ч.». Цыбик (упаковка Ч. в специальном ящике весом 16—32 кг) хорошего Ч. считался незаурядным подарком и обычно был в запасе у местных купцов в качестве экзотического и дефицитного товара. Массовое бытование имел т.н. кирпичный Ч., изготавливаемый из отходов при производстве высоких сортов и спрессованный в специальной форме, похожей на кирпич. Были распространены и суррогаты Ч. (сушеные листья разных растений), используемые обычно в дороге, на сенокосе и т. д. Такого рода напитки могли называться «полевым Ч.»; «копорским Ч.», в случае, когда заваривали сушеные листья иван-чая, кипрея, иронически — «аршинным Ч.», т. е. измеряемым не фунтами, а аршинами. Из особых напитков, приготовляемых на основе Ч. и популярных прежде всего в Восточной Сибири, на Тобольском Севере был известен «затуран», в состав которого входили кирпичный Ч., соль, молоко, мука, поджаренная на сале или масле. Чаепитие было неотъемлемым и значимым элементом житейского обихода русских старожилов. По многочисленным описаниям XIX — начала XX вв., практически в каждом доме, почти в какое угодно время дня можно было встретить кипящий самовар. С Ч. местные жители не расставались и вне дома: на промыслах, в поле, в лесу. В ряде местностей даже подсчет дневного времени определялся чаепитиями, которых в течение дня было не меньше пяти-шести: «перед вторым чаем», «после вечернего чая» и т.д. Народной терминологии Тобольского Севера известно специальное слово — «прикуска», которым обозначалась еда, подаваемая к Ч. «Прикуска» могла быть горячей и холодной; в ее состав входила разного рода выпечка (пироги, оладьи, блины, вафли и т. п.), рыба. Наблюдатели в начале XX в. замечали, что жители Березова «предпочитают всему сырую мороженую рыбу с чаем и хлебом». Формула общерусского речевого обихода «чай да сахар» на Тобольском Севере скорее выглядит как «чай да хлеб»: хлеб был обязательным сопровождением чаепития (в праздничных ситуациях — белый, «крупчатный»), в то время как сахар использовался реже и не был его непременным атрибутом. Значимый статус Ч. и его широкое распространение обусловили включение чаепитий в состав многих обрядов. Так, после рождения младенца к нему приглашают «на чашку чая» с «прикуской» (см.: Обряды родильные); чаепитие фигурирует во многих значимых ситуациях свадебного обряда. Во время вечерок девушка-хозяйка брала на себя обязательства угостить приглашенных подруг Ч. с сахаром и «прикуской»; чаепитие — обязательно сопровождение званых вечеровв городской культурной традиции. Ч. прочно вошел в культуру обских угров, став фактически традиционным напитком (см.: Напитки обских угров (традиционные)). Согласно многим описаниям XIX — начала XX вв., чай с черным хлебом, без сахара, который ханты пили несколько раз в день, зачастую составлял их единственную пищу, особенно в неудачное для рыболовного и охотничьего промыслов время. Патанкас Ч. — излюбленная и частая пища обских угров. Ч. мог приобретать и функции ритуального напитка: так, жертвенной пищей для ворон во время вороньего праздника была горячая каша и Ч. Популярность Ч. в разных этнических традициях позволила чаепитию стать обрядовой (или этикетной) формой межэтнических отношений. В XIX — начале XX вв. во время поездок священнослужителей в отдаленные юрты после молебнов и совершения треб коренные жители обязательно приглашали священника к себе на чаепитие. По воспоминаниям старожилов, в 1920-е гг. ханты, приехав в Сургут, заходили к русским знакомым «отпить чаю». Посуда для кипячения воды к Ч. была практически в каждом доме обских угров: большой чайник, котелок, часто — самовар. Так, в работе культурно-санитарного отряда в 1926 были сделаны следующие наблюдения: в районе Большого Югана в домах ханты были только чайники; в районе Малого Югана встречались и самовары. Чайная посуда была непременным элементом промысловой утвари обских угров. Ч. и инвентарь чаепития (чайники, самовары, чайные чашки) — одни из основных предметов торгового интереса на ярмарках Тобольского Севера, как у представителей коренных народов, так у русских старожилов. Популярность Ч. поддерживалась и многочисленными публикациями познавательного характера о Ч., помещаемыми в западносибирской периодике XIX — начала XX вв., прежде всего в «Тобольских губернских ведомостях».

О. Р. Николаев.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Исторические топонимы/Березово
Топографические ориентиры/Большой Юган р.
Топографические ориентиры/Малый Юган р.
Сургут г.
Топографические ориентиры/Тобольский Север
Предметный указатель
Вороний праздник
Напитки обских угров (традиционные)
Обряды родильные
Хлеб
Упоминается в статьях
Материальная культура ханты
Напитки обских угров (традиционные)
Хлеб
Самовар. Металл, дерево, токарная обработка. XX век. Сургутский краеведческий музей
Самоварчик. Металл, дерево, токарная обработка. XX век. Сургутский краеведческий музей