Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Яун-Ях. Община коренных малочисленных народов Севера [юганские ханты]
Рубрикатор / Традиционная культура/Этнические традиции в современной культуре/Этнокультурный туризм

Яун-Ях. Община коренных малочисленных народов Севера [юганские ханты]

Наша община
Русское название реки Юган – это форма хантыйского слова, обозначающего реку. Мы Яун-Ях, или Народ Реки.

Юганские ханты насчитывают примерно 800 человек. Большинство членов общины предпочитают жить в лесу в семейном поселении, которое на хантыйском языке называется Пуутль. Сегодня, как и несколько сот лет назад, что зафиксировала первая карта здешних мест, составленная в 17 веке Ремизовым, более тридцати селений Яун-Ях расположены на всем протяжении Югана.

Ближайшие большие магазины находятся в Угуте, куда семьи ездят за покупками раз-два в месяц. В Угуте проживает 1200 человек, из которых только сто – юганские ханты. В Сургут коренные жители ездят только в связи с проблемами со здоровьем – в больницу.

В 1996 году в период развала СССР юганские ханты создали юридическое объединение «Яун-Ях», чтобы сохранить себя как народ и приспособиться к новым социально-экономическим реалиям. Сегодня это объединение насчитывает более 400 людей и представляет 115 больших семей, занимающих территорию превосходящую по своей площади Португалию. Наша община – самая большая не только в сургутском районе, но и во всем округе. Одной из целей общины, записанных в Уставе объединения, является сохранение и развитие традиционного образа жизни и самобытной культуры, что, в свою очередь, зависит от сохранения окружающей среды.

Наша Земля
Приобская тайга – болотистый влажный и мшистый край. Южный берег Средней Оби, однако, выше и суше, лес здесь гуще и богаче. Здесь распространены кедр, ель, сосна, лиственница, береза. Река Большой Юган – южный приток Оби, от истоков в тюменских болотах до устья имеет протяженность более 700 км. С вертолета река похожа на водяную змею: петляет, извивается между светло-зеленых плесов и поросших хвойным лесом грив. Бассейн Большого Югана составляет около двух млн гектаров. Две самые крупные реки бассейна, притоки Б.Югана, – Малый Юган и Нёгус-Ях. Крупной рыбы в Югане мало, об этом даже упоминается в древних сказаниях, однако лес изобилует зверьем от таких крупных животных как Хозяин тайги – медведь, рысь, росомаха, дикий олень и лось до соболя. Много лесной и озерной птицы – глухарей, рябчиков, уток, лебедей. Тайга здесь настолько пышна и плодородна, что в 1980 году советское правительство согласилось с биологами принять ее за эталон среднеприобской экосистемы и учредить федеральный заповедник как раз между названными реками. Заповедник добросовестно делает свое дело – охраняет природу, однако, коренное население реки Нёгус-Ях навсегда лишилось исконных мест проживания и было вытеснено на переферию этой природоохранной территории.

До сегодняшнего дня дорога через Юган еще не проложена и связь с Сургутом, ближайщим крупным городом, осуществляется летом только по воздуху, вертолетом. Вертолет приземляется в Угуте, большом селении со смешанным населением, самоуправлением и всепроникающими социальными институтами – школой, больницей, почтой и пр. До революции тут были юрты Угутские. Большинство юганских ханты по-прежнему живет в лесу по берегам реки, давшей имя своему народу. Чтобы добраться от Угута до верховьев реки на моторной лодке требуется три дня. Обильные природные ресурсы Югана до сих пор обеспечивают главные жизненные потребности коренного населения, определяют образ жизни и хозяйственные традиции.

Хозяйственная деятельность общины
Большая хантыйская семья состоит из бабушки с дедушкой, детей, как правило, взрослых женатых сыновей и внуков. В такой семье может быть от пяти до пятнадцати человек. У юганских ханты исторически были летние юрты (поселения) и зимние жилища. Летний юрт устраивался на высоком берегу реки, насчитывал от одного до нескольких домов, поскольку в хорошие плодородные годы семьи разрастались. Здесь жили с весны до первого снега, ловили рыбу в Югане, мелких речках и озерах. Зимние избушки строились глубоко в урманной тайге на охотничьих угодьях, чтобы жить всю зиму, охотясь на таежного зверя. Начиная, однако, с последней четверти прошлого века все больше семей остаются в летних юртах круглый год, выезжая на охоту в тайгу несколько раз за зиму. Такое изменение в образе жизни произошло благодаря снегоходам. Охотничьи угодья непременно должны быть большие, чтобы с одной стороны обеспечить целую семью охотника пропитанием и материалами, необходимыми для жизни, а с другой, воспроизводство тех природных ресурсов, без которых гармоничное сосуществование человека с природой невозможно

На протяжении нескольких столетий здешние охотники занимались охотой на соболя, белку, песца и других пушных зверей. Лось, например, обеспечивает хантыйскую семью мясом на весь зимний период, соболь в основном идет на продажу. Свежей, только что пойманной рыбой питаются летом, рыба домашнего копчения – чомых – может храниться месяцами. Собирают и продают ягоды и кедровые орехи: это тоже источник семейного дохода. Деньги, получаемые общиной по экономическим соглашением, направляются как на удовлетворение индивидуальных запросов, так и на развитие общины. Существуют и мастера, которые делают на продажу нарты и обласки, лодки-долбленки, лучше которых для хождения по мелководью еще не придумали. В последние годы многие семьи стали выращивать летом картофель.

Наша культура
Народ ханты жил в западносибирской тайге более двух тысяч лет. Наше культурное наследие основано на нашем таежном образе жизни и хозяйственной деятельности. Люди ханты верят, что живут на священной земле. Нерасторжимая и могущественная связь существует между хантыйскими родами и землями, которые они заселили в древности. Места, где происходили события из священной истории ханты – это места для проведения религиозных церемоний и молитв.

Язык и устные традиции

Хотя сегодня почти все люди ханты говорят по-русски, дома и между собой мы говорим на родном языке. Хантыйский язык принадлежит к семье финно-угорских языков и находится в родстве с финским и венгерским языками. Наш язык – это краеугольный камень нашей культуры.

На Югане живо древнее предание. Юганские сказители чаще всего рассказывают два типа историй – Монть и Ясын. В историях Монть рассказывается о наших богах и героях, происходят удивительные и сказочные события. Истории Ясын говорят о событиях исторических, порой очень древних.

На Югане по сей день бытует эпическое сказание о герое по имени Тонья. Замечательный юганский сказитель, Петр Васильевич Курломкин рассказывал, что выше Угута есть старица, где стояла крепость Тоньи. Тонья головы своих врагов насаживал на колья, которые ставил поперек старицы. Одной головы не хватило, чтобы старицу перегородить, и Тонья насадил собачью голову. Бог рассердился на Тонью за это и наказал его. Тонья женился на пимской женщине, и уехал на реку Пим. Там он поссорился с пимскими родственниками. Они накормили его мухоморами, чтобы он опьянел, и стали стрелять в него из луков, но убить не смогли. Он попросил, чтобы ему дали лук и стрелу без наконечника, и подстрелил одного из своих врагов. Он сказал: «Вот так надо убивать. А вы меня убить не можете, это бог меня наказал». Он пошел на гору, где дерево низко клонится к земле, и там умер.

В других историях о Тонье рассказывается о его чудесном рождении, битвах с татарами и казаками и многое другое. Топонимы, связанные с Тоньей, гора Тоньи, озеро Тоньи, продолжают закреплять в памяти новых поколений уникальный юганский эпос.
Праздники: Медвежий праздник
Главным в нашей культуре является Пупи Кот – Медвежий праздник, который является одним из самых древних обрядов в Евразии. Пупи Кот устраивается в честь Хозяина леса, медведя.

Празднику предшествует ритуальная охота на медведя, который отдает себя в руки охотникам. Убитого медведя приносят в дом и чествуют его как почетного гостя. Чествования длятся от одного до пяти дней и сопровождаются песнями, танцами, фольклорной драмой. Праздник заканчивается проводами Хозяина Леса в его небесный дом.

Для гостей
Мы будем рады, если вы окажете поддержку общине и доставите при этом удовольствие себе.
Спортивный туризм

Леса, озера и реки Большого Югана предоставляют прекрасные возможности для охоты, рыбной ловли и таежных походов с опытными проводниками из юганской общины. Для любителей спортивной охоты и рыбалки у общины имеется охотничий домик на берегу тихого лесного озера.
Аутентичные изделия юганских ханты
Веками мы изготавливали обиходные вещи из дерева, корней и коры. Традиция изготовления прочных и красивых орнаментированных вещей из лесных материалов жива и по сей день. Теперь вы тоже можете поддержать наши традиции, заказывая на этой страничке наши изделия.

Можно также заказать полный традиционный женский костюм. Все названные изделия мы высылаем специальной почтой.
Источники
Яун-Ях. Община коренных малочисленных народов Севера
Страница источника
Персоны
Курломкин Петр Васильевич
Ремизов
География
Топографические ориентиры/Большой Юган р.
Топографические ориентиры/Малый Юган р.
Топографические ориентиры/Нёгус-Ях р.
Топографические ориентиры/Средняя Обь р.
Сургут г.
Топографические ориентиры/Тоньи гора
Топографические ориентиры/Тоньи озеро
Сургутский р-н/Угут с.
Топографические ориентиры/Юган р.
Предметный указатель
Медвежий праздник
Стойбище зимой
Юганский пейзаж
Зимняя рыбалка
Палочка для счета песен Медвежьего праздника