Ученым и путешественникам, писавшим в конце XIX - начале XX вв. о Западной Сибири, вся ее территория, особенно таежная зона, виделась огромным болотисто-лесным захолустьем, где редкое население влачило унылую, неизменную во времени жизнь. Выработанный стереотип оказался живучим. В 70-х годах нашего столетия про газовиков и нефтяников, осваивающих север Тюменской области, говорили, что они «разбудили» его. Представление это автоматически переносилось и на древность: многие до сих пор убеждены в том, что таежное население Западной Сибири всегда значительно отставало от своих более развитых соседей на западе и юге. Сознавая всю ошибочность подобного убеждения, проистекающего от незнания, мы решили собрать воедино все, чем обязаны наследию культуры древних обских угрев, показать ее в виде некоего «концентрата» вещей и идей. Это заставило нас отказаться от обычного ретроспективного подбора по эпохам и побудило свести весь материал в разделы по следующим темам:
1. Прикладное искусство (изделия из глины, бересты, дерева, тканей, бронзовая художественная пластика). 2. Древние производства (обработка камня, металлургия и металлообработка). 3. Вооружение и военное дело. 4. Культурные связи.
Большая часть представленных экспонатов получена в результате раскопок, произведенных Уральской археологической экспедицией на территории Сургутского Приобья в урочищах Барсова Гора и Сайгатино. Однако, несмотря на такую локальность, мы считаем возможным назвать альбом «Угорское наследие», претендуя тем самым на то, что включенные в него материалы отражают достижения всего таежного населения Западной Сибири. Наши претензии объясняются следующим образом. С одной стороны, сравнительный анализ древностей Сургутского Приобья и сопредельных территорий показывает их удивительное сходство, за которым стоит общность культуры, экономики и исторических судеб древнего населения всего обширного таежного региона. С другой – этот район находится в самом центре Западно-Сибирской тайги, вдалеке от путей миграций и непосредственных контактов с носителями иных культурных традиций, что дает возможность проследить развитие местной культуры в наиболее «чистом» виде. Наконец, степень изученности Сургутского Приобья в настоящее время на порядок выше любого другого района Тюменского Севера.
Материалы, вошедшие в альбом, практически не опубликованы, не стали пока достоянием научной общественности и некоторые концепции его авторов. Поэтому мы сочли необходимым предпослать альбому статьи, касающиеся наиболее общих проблем изучения древней культуры обских угров. Мы стремились изложить в них свои взгляды, сформировавшиеся в результате глубокого исследования археологических источников. Объем альбома и ориентация на широкую публику не везде позволили дать развернутую научную аргументацию и, возможно, привели к некоторой излишней краткости рассуждений. Мы надеемся, что их подтверждением послужат атрибуции конкретных вещей, составленные на основе наших научных концепций.
Авторы прекрасно сознают, что их работа над этим альбомом и их научные выводы – лишь небольшое строение, возведенное на мощном фундаменте фактов, кропотливо собранных и систематизированных целым научным коллективом. Мы считаем своим долгом принести глубокую благодарность В. Ф. Генингу, под руководством которого все мы сделали свои первые шаги в археологии, в том числе и в исследованиях Сургутского Приобья; а также нашим коллегам Г. В. Бельтиковой, В. А. Борзунову, М. В. Елькиной, В. М. Морозову, Ю. П. Чемякину и многим другим – археологам, художникам, топографам, студентам вузов Екатеринбурга и Тюмени, без многолетней самоотверженной работы которых большая часть культурного наследия угорских народов так и осталась бы белым пятном на археологической карте Западной Сибири.
Авторами были использованы некоторые неопубликованные материалы из раскопок наших коллег, а именно: №№ (по каталогу) 51-53, 55-57 представлены Г. В. Бельтиковой; №№ 54, 64, 70-72,197, 198, 219, 246 – В. А. Борзуновым; №№ 79-81, 115,118,119,122, 228 – К.Г.Карачаровым, № 214 – Л. Л. Косинской; №№ 10, 20, 32, 72,173,175,192-194 – В. М. Морозовым; №№ 12-14 – В. И. Стефановым; №№ 18,162,169,176-178 – Н. К. Стефановой; №№ 5, 6, 7, 31, 277 – Ю. П. Чемякиным. Мы глубоко благодарны всем за их помощь и бескорыстие.
Определения пород камня выполнены кандидатом геолого-минералогических наук В. Н. Авдониным. Каталожные описания берестяных изделий (№№ 33, 34, 35) сделаны А. Г. Брусницыной.
Всю трудоемкую работу по подготовке и фотографированию вещей, вошедших в альбом, авторы смогли осуществить только при содействии заведующей фондами Лаборатории археологических исследований Уральского университета О. В. Малоземовой, за что мы приносим ей искреннюю благодарность.
Введение к альбому написано А. П. Зыковым и С. Ф. Кокшаровым; фрагменты «Обработка меди и бронзы», «Черная металлургия и металлообработка» в разделе «Древние производства» и раздел «Вооружение и военное дело» написаны А. П.Зыковым; фрагменты «Керамика» в разделе «Прикладное искусство» и «Обработка камня» в разделе «Древние производства» – С.Ф. Кокшаровым; остальные части – Н. В. Федоровой. Ею же осуществлялась общая редакция текста.
Каталожные описания вещей подготовлены А. П. Зыковым (7-9, 11, 62-69,176-250); С.Ф. Кокшаровым (№№ 1-6,10, 12-20, 31, 32, 160-175); Л.М. Тереховой (№№ 21-30, 36, 37); Н. В. Федоровой (№№ 38-61, 70-159, 251-309). Они содержат порядковый номер, наименование позиции, материал, технику исполнения, размеры, инвентарный номер, место открытия (памятник), время и место изготовления, описание.
Графические рисунки в тексте выполнены А. П. Зыковым и С. Ф. Кокшаровым.
Выход в свет альбома стал возможен только благодаря помощи предприятия «Тюментрансгаз», взявшего на себя все расходы по финансированию издания. Авторы альбома глубоко благодарны всему трудовому коллективу предприятия-спонсора. Особо мы признательны генеральному директору предприятия «Тюментрансгаз» Г. Н. Полякову, его заместителю С. П. Холманскому и главному бухгалтеру В. К. Бикулову, без деятельного участия и помощи которых едва ли состоялось бы это издание.
Авторы также благодарны коллективу издательства «Внешторгиздат», взявшему на себя всю трудоемкую работу по подготовке альбома к выпуску.
|