Манси, один из малочисленных народов Севера России (в 1989 проживало 8459 чел., в т.ч. в округе — 6562 чел., 77,5% от общей численности малочисленных народов Севера России). М. живут на р. Северная Сосьва, Ляпин, Конда (кроме низовий) с притоками, а также на Нижней Оби (Берёзовский, Кондинский, Октябрьский районы). В XVII—XIX вв. они расселялись западнее: на Урале, в Прикамье (р. Вишера, Чусовая), а также южнее — на р. Тавда, Тура. Их более ранняя топонимика отмечена на Печоре, Вычегде, в верховьях Вятки, Мезени. Самоназвание — маньси махум (манси люди), а также маньщи — у северных, меньдьши — у южных М.; часто самоназвания связаны с местностью, рекой: алы тагт маньсит (верхнесосьвинские), сакв маньсит (сыгвинские, т.е. ляпинские), полум махум (пелымские). Самоназвание М. утвердилось в советское время (до 1930-х), а за рубежом и сейчас их называют вогулами. Возможно, самоназвание М. связано с фратриальным названием Мось (множественное число — моньсьет) у северных и монть — у южных манси, которое можно связать со словом «говорящий» — в противоположность другим, «немым» людям (от реконструируемой угорской праформы mance).
Язык М. относится к угорской группе финно-угорской семьи языков. В нём выделяются северные, южные, восточные и западные группы диалектов с различиями между собой на уровне самостоятельных языков. В северной группе северососьвинский и верхнелозьвинский диалекты с четырьмя говорами, в южной — тавдинские, в восточной — кондинские. Большинство западных диалектов утрачены и реконструированы лингвистами (пелымский, кунгурский, чердынский и др.).
Антропологический тип М. уральский, относящийся к особой уральской расе, либо (по одной теории) смешанный между европеоидами и монголоидами, либо протоморфный, древнеуральский. Этногенез М. сложен. Далёкими предками их были племена, носители различных археологических культур Зауралья. В основе их — древнейшая уральская субстратная культура периода мезолита-бронзы, объединяющая предков финно-угорских и самодийских народов. В культуре М. сочетаются черты северных таёжных культур финно-угров (коми-зырян, мордвы, удмуртов и др.), северных аборигенных культур (ханты, ненцев) и южных кочевых угорских культур. Это связано с их этногенезом и этнической историей. Этническая история М. характеризуется многочисленными миграциями их групп с З. (Приуралье, Прикамье, а еще ранее — Припечорье) на В. — за Урал, на Северную Сосьву, Нижнюю Обь, притоки Конды, с Ю. (Тавда, Тура) на С. (Конда, Северная Сосьва, Обь), а также различными этническими процессами в связи с контактами с иными народами, в т.ч. и русскими с XI—XII вв. Под давлением русского населения коми продвигались на В. (особенно в связи с христианизацией в XIV в.), тесня в свою очередь на В. остатки М. После завоевания Казанского царства в XV—XVI вв. усилился приток русского населения в Прикамье и Приуралье. В результате походов Ивана III в XV в. (1465, 1483, 1499), вассальную зависимость от него признали мансийские князцы на Лозьве, Пелыме, Тавде, обязавшись платить дань пушниной. Купцы Строгановы, получившие земли в Прикамье, строили крепости, защищая угодья от набегов М., татар и ханты, разорявших также и селения коми. Южные М. Туры и Тавды рано вошли в контакт с татарами, расселявшимися здесь с VII—VIII вв. и создавшими в XIV в. объединения типа государства Тюмень. Земли М. были обложены ясаком, усилились процессы тюркизации. На Тавде за 5 столетий (XVI—XX вв.) население сменило свою этническую принадлежность 4 раза: до XVI в. здесь зафиксированы М. (вогулы), в XVI—XVII вв. — татары, в XVIII в. — снова М., с начала XIX в. целое столетие длился процесс их обрусения. Обрусение М. проходило также на Пелыме, Конде.
Основные занятия М. — охота, рыболовство, у северных и приуральских — оленеводство. Часть южных, западных и восточных М. (Тавда, Тура, Пелым, Конда) восприняла от русских переселенцев земледелие и животноводство. Большая часть М. относилась к полуоседлым охотникам и рыболовам, лишь часть северных М., воспринявшая культуру самодийского тундрового типа, относится к кочевым оленеводам. В охоте большую роль играла загонная охота на лося и оленя, охотились также с луком и стрелами (позднее — с ружьём), с собакой, ловили зверя и птицу ловушками, петлями, сетями-перевесами. Пушная охота постепенно вытеснила мясную. Рыбу ловили запорами, сетями, ставными ловушками, лучением. Северососьвинские и ляпинские М. спускались летом на Обь, где ловили рыбу высокоценных пород. В прошлом (ещё в XIV—XV вв.) М. ездили на собаках, со временем их вытеснил олений транспорт. Способы и типы запряжки (веерная упряжка) оленей, косокопыльные нарты, посадка на нарты (боком слева), упряжки оленями (хореем) — самодийского типа. Мнения учёных о времени восприятия оленеводства обскими уграми расходятся (XIV, XVIII вв.). Летом плавали на лодках долблёных и с нашитыми из досок бортами (облас, калданка), на Обь спускались в больших крытых лодках — каюках. Лыжи были двух типов — голицы и подшитые (подклеенные) камусом. Тип расселения М. — дисперсный, связанный с занятиями охотой и рыболовством, как и полуоседлый образ жизни в недавнем прошлом: кроме постоянных зимних селений у них были сезонные, куда переселялись на весну, лето и осень на время промысла. Зимние и летние жилища были срубными, отапливались чувалом или железной печкой, летние — костром в центре жилища. На рыболовных угодьях жили в каркасных, из жердей и столбов, жилищах, крытых корой (чаще — берестой), а также в чумах. Имущество и запасы продуктов хранили в свайных амбарах. Традиционную одежду и обувь шили из шкур зверей и оленей (зимнюю), ровдуги, кожи (сезонную), сукна и хлопчатобумажных тканей (летнюю). Мужская одежда — глухая (парка, малица, совик), женская — распашная (шуба), а также платье. Одежду и обувь украшали меховой мозаикой, аппликацией из ткани, бисерным шитьём, бляшками из олова, традиционными орнаментами. Традиционная пища — рыба (сырая, варёная, мороженая, вяленая), мясо оленей и диких зверей, дичь, ягоды, кедровые орехи, хлеб, чай. Утварь, орудия труда — деревянные, берестяные. Представления о мире были анимистическими, зафиксированы проявления промыслового культа, культа медведя, своеобразие родильных, свадебных и похоронно-поминальных обрядов. В ХХ в. жизнь М. сильно изменилась: их переводили на оседлость. Колхозы и совхозы внедряли овощеводство, животноводство, клеточное звероводство. Было введено всеобщее обучение, медицинское и культурное обслуживание и т.п. В процессе промышленного освоения Севера в местах проживания М. бурно проходили процессы ассимиляции (смешанные браки, русский язык в обучении и средствах информации, внедрение городской культуры и пр.). В результате появилось городское население (в 1983—45,7%), только 36,7% М. владеют родным языком (1989). В последние годы (конец 1980—90-е) усилилось движение населения М. за возрождение своей культуры.
Лит.: Фёдорова Е. Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси. — СПб., 1994.
З. П. Соколова.
|