Мось, самоназвание членов одной из двух фратрий у ханты и манси. В. Н. Чернецов сближал эти термины с самоназванием манси (манс. сев. — манси, манс. конд. — m'эmts'), а также селькупским мас (фратрия maiqula), считая, что они восходят к финскому mits (человек), которое лингвистами сопоставляется с самоназванием венгров — magyar. Г. Н. Прокофьев, рассматривая самоназвания членов селькупских фратрий mis gula u pargan gula, связывал термин mos, mas с финно-угорским словом «земля» (манс. ma). В. Штейниц сопоставлял термины mos — maўnsi — magyar — mans (название фратрии Мось и самоназваня манси и венгров) и считал, что это был пришлый кочевнический элемент в угорской культуре. Он предполагал, что формирование народов ханты и манси шло по пути слияния двух фратрий, представляющих разные компоненты (аборигенный Пор — с культом предков животных и пришлый угорской Мось — с культом предков-героев). Предком фратрии М. считалась Калтащ эква, а позднее — её младший сын Мир суснэ хум. Калтащ эква — жена или сестра Нуми Торума. Члены фратрии М. называли себя Мось махум (народ Мось), Мось хум (Мось — мужчина), Мось нэ (Мось — женщина). Все члены фратрии М. считали себя роднёй, в браки друг с другом не вступали.
Центром фратрии М. было село Белогорье на Оби (а ранее, по-видимому, юрты Калтысянские), где до ХVII в. находилось святилище Калтащ эквы, хранилось её изображение в виде медного гуся и совершались моления. Члены фратрии М. находились в родстве (по свойству), судя по преданиям-мифам, с духами или лесными мифическими людьми мис. Генеалогические подразделения фратрии М. (роды) происходили от единых предков, в т.ч. и зооморфных (ястреб, лягушка, орёл, соболь). В образе этих существ почитали умерших предков (иттарма). Заяц был излюбленным мотивом (как и соболь) в орнаменте, украшениях ложек, вёсел, слег-крюков крыши. Существовал обычай, по которому чел., съевший голову зайца, должен был рассказать 7 сказок. Особо почитаемым деревом для М. была берёза, из неё делали изображения духов, части бубнов. Золотую берёзу, по преданию, получает Мир суснэ хум от своего отца Нуми Торума и сажает её в районе Белогорья.
Лит.: Чернецов В. Н. Фратриальное устройство обско-угорского общества // Сов. этнография, 1939; Золотарёв А. М. Родовой строй и первобытная мифология. — М., 1964. 2.
З. П. Соколова.
|