Ханты (самоназвание — хант, хантэ кантей, рус. ханты), самая крупная угорская этническая общность на территории округа, проживающая по р. Обь, Иртыш, их притокам, а также в Шурышкарском, Пуровском и Приуральском районах ЯНАО, Александровском, Каргасокском районах Томской области. Этнографы делят Х. на 3 группы: северную, южную и восточную, в которой выделяют этнические подгруппы с речными названиями, т.е. по месту их проживания: аганские, васюганские, ваховские, иртышские, казымские, кондинские, нижнеобские, пимские, салымские, среднеобские (сургутские), сынские, тромъеганские, юганские и др. Общая численность — около 22 тыс. чел.; на родном языке говорит около 20 тыс. чел. Относятся к уральской переходной (европеоидной и монголоидной) расе. Переселение Х. с Волжско-Камского междуречья за Урал началось около 2 тыс. лет назад, где они смешались с палеосибирскими аборигенами, и ускорилось после VII в., когда угорский языковой мир (Югра) оказался расколотым волжскими булгарами. Традиционные занятия: оленеводство (в зоне контактов с самодийцами на С.) рыболовство (повсеместно: с помощью сетей, морд, котцов, запоров и др.), охота (повсеместно: с помощью лука, ловушек, затем — огнестрельного оружия) сбор дикоросов. Лес и река служили основной средой жизнеобеспечения: пища — оленина, рыба, мясо птиц и диких животных, ягоды, кедр. орехи и др. Одежда и обувь — материал: рыбья кожа, оленьи и другие шкуры, береста, конопля, крапива. Пушнина и рыба — в прошлом предмет торговли и выплаты ясака, калыма. До ХХ в. Х. вели полуоседлый образ жизни, имели постоянные (зимние) и сезонные поселения. Древние жилища — землянки с пирамидальной крышей, срубные дома с земляным полом без потолка, берестяных или из оленьих шкур (на С.) чумы, дома (позже — по русскому образцу). Традиционная одежда распашного и глухого покроя шилась из оленьих шкур и украшалась различными орнаментами, бисером, оленьим волосом. Ко времени интенсивного русского освоения Нижнего Приобья (XV— XVII вв.) отмечается разложение родового строя и формирование территориальных родовых объединений — «княжеств», предводители которых содержали воинскую дружину, имели укреплённые «городки». С XIII в. обозначилось социальное расслоение, появились богатые и бедные слои населения. До ХХ в. сохранялось (по М. Кастрену) язычество, фратриальное деление, возведение рода к какому-либо предку — животному, птице и пр.; особо почитался медведь, в честь которого устраивался Медвежий праздник с ритуальными плясками, песнями, трапезой. Х. формально христианизированы в XVII—XVIII вв., однако следы языческого тотемизма сохранились до настоящего времени в быту, фольклоре, преданиях. В последние годы очевиден рост этнического самоутверждения, который был ослаблен в советское время. Научное изучение языка Х. вели Г. И. Новицкий, М. А. Кастрен, А. Регули, И. Папай, К. А. Альквист, Х. Паасонен, К. Ф. Карьялайнен, С. К. Патканов, В. Штейниц, Ю. Н. Русская, Н. И. Терёшкин и др. С 1931 на основе латиницы появился учебник хантыйского языка (на основе казымского диалекта), в 1937 на базе русской графики созданы учебники на казымском, сургутском шурышкарском диалектах. В 1981 вышел «Словарь диалектов» Н. И. Терёшкина, в 1988 — «Словарь хантыйско-русский и русско-хантыйский» С. П. Молдановой, Е. А. Нёмысовой, В. Н. Ремезановой.
Лит.: Терёшкин Н. И. Очерки диалектов хантыйского языка. Ч. 1. Ваховский диалект. — Л., 1961; Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Васюганско-ваховские ханты. — Томск, 1977.
Н. К. Фролов, А. П. Зенько.
|