Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Собрания фольклора
Рубрикатор / Традиционная культура/Фольклорный архив

Собрания фольклора

Собрания фольклора. Выделяют три типа С. ф. обских угров.

Первый включает в себя записи, сделанные в полевых условиях Они в большей своей части не опубликованы, хранятся в частных либо государственных архивах (записи А. Баландина, Е. Кузаковой, Н. Сайнаховой, Е. Ромбандеевой, Н. Терёшкина, В. Чернецова и др.). Большинство этих записей сделано на хантыйском и мансийском языках.

Второй включает отечественные публикации. Наиболее значительный среди них сборник Н. Л. Гондатти «Следы язычества у инородцев Севера Западной Сибири» (М., 1888): на основе разговоров со «многими десятками» манси исследователь изложил систему их представлений о мироустройстве, описал похоронный обряд, передал содержание более 30 драматических сцен, опубликовал также ряд эпических сюжетов и несколько десятков мансийских примет, поверий, толкований сновидений. Ценность представляет и книга С. К. Патканова «Die Irtysch-Ostjaken und ihre Volkspoesie» (St. Ptb., 1897, 1900): двухтомник включает фольклорные произведения, записанные от южных ханты в 1888; представлены мифические, героические сказания и другие тексты на хантыйском, немецком и русском языках, является одним из наиболее ценных С.ф. ханты.

«Вогульские сказки. Сборник фольклора народов манси (вогулов)» (Л., 1935) В. Н. Чернецова составлен из записей, сделанных в Кондинском и Берёзовском районах; вошли сказки и сказания, отражающие межродовые и межплеменные военные столкновения.

У И. И. Авдеева в «Песнях народов манси» (Омск, 1936) опубликовано около 20 песен, как связанных с обрядом, так и обособленных от него. Особую ценность имеет вступительная статья составителя, содержащая глубокие суждения о своеобразии мансийских песен.

В «Манси мойт (Мансийские сказки)» А. Н. Баландина (Л., 1938) публикуется 10 сказок об Эква Пырище на мансийском и русском языках, записанных от северных манси в 1934—37. Почти все сюжеты мансийских сказок можно обнаружить в «Указателе сказочных сюжетов» Н. П. Андреева (Л., 1929). Сборник А. Н. Баландина «Маньси мойтыт ос эргыт (Мансийские сказки и песни)» (Л., 1939) включает тексты, записанные в основном от мансийских детей в 1936 на р. Сосьва и Обь. Кроме песен и сказок публикуются более 20 загадок и колыбельная песня.

Следует отметить также 10 хантыйских сказок в записи П. Хатанзеева и 30 загадок, записанных в 1942 О. Ерныховой и У. Каксиной.

В «Легендах и сказках хантов» В. М. Кулемзина и Н. В. Лукиной (Томск, 1973) даются более 30 мифологических, героических сказаний, сказок, исторических преданий, записанных в 1969—71 от васюгано-ваховских ханты. В «Материалы по фольклору хантов» (Томск, 1978) В. М. Кулемзин и Н. В. Лукина кроме собственных записей ввели также тексты сказок, быличек, обнаруженные в архивах Г. Н. Потанина, А. А. Дунина-Горкавича, М. Б. Шатилова.

Книга Н. В. Лукиной «Мифы, предания, сказки хантов и манси» (перевод с хантыйского, манс., ненец. языков) (М., 1990): один из самых ценных научных источников фольклора обских угров; составлена из опубликованных произведений и записей А. Баландина, Е. Кузаковой, Н. Сайнаховой, В. Чернецова и др., хранящихся в семейных или государственных архивах.

Третий тип собраний фольклора обских угров включает в себя публикации за рубежом. Наиболее значительные среди них: Munkacsi B. Vogul nepkoltosi gyujemeny. I. Regek es enekek a vilag teremteserol. Vogul szцvegek es forditasaik targyi йs nyelvi magyarazatokkal. Budapest, 1892—1902. Там же вышли т. II—1892, т. III—1893, т. IV—1896 — эти тома содержат тексты мифов, мифических сказаний, героических песен и сказаний, «медвежьих песен», а также лирику, сказки, загадки. Выпущены два тома комментариев со словарём: т. 2, ч. 2—1892—1921, т. 3, ч. 2—1952 (соавтор последнего выпуска Б. Калман). Тексты произведений даются на мансийском и венгерском языках Wogulische Volksdichtung. Gesammelt und ubersetzt von A. Kannisto. Bearbeitet und herausgegeben von M. Liimola. I. Bd. Texte mythischen Inhalts // Memoires de la Societe Filmo-ougrienne. 1951. No. 101: этот том содержит тексты мифов; затем были изданы следующие тома свода, содержащие: т. 2 (1955) — военные и героические песни, т. 3 (1956) — сказки, т. 4 (1958) — «медвежьи песни», т. 5. (1956) — инсценировки Медвежьего праздника, т. 6. (1963) — песни судьбы, причитания, детский фольклор, загадки. К. F. Karjalaines sudostjakische Textsammlungen. Neu transkribiert, bearbeitet und herausgegeben von E. Vertes // Memoires de la Sociйtй Finno-ougrienne. 1975. No. 157: в переводе на нем. яз. публикуются записи хантыйских героических сказаний и песен, загадок, женских песен-импровизаций автобиогр. характера, описания свадебных обрядов. Steinitz W. Ostjakologische Arbeiten. Bd. 1. Budapest, 1975 (хант. тексты с нем. переводом); Bd. 2. Budapest, 1976 (исследования поэтических особенностей текстов, научный комментарий): в расширенном виде воспроизводятся публикации 1930-х. Н. Paasonens sьdostjakische Textsammlungen. Bearbeitet und herausgegeben von E. Vertes I—IV // Memoires de la Societe Finno-ougrienne. 1980—83. No. 172—175: 4 тома содержат хантыйские фолькkjhyst произведения, записанные X. Паасоненом в начале XX века: прозаические сказания, героические песни, лиро-эпические песенные импровизации. Героические песни очень объёмны, песня «Стерлядь — Речной излучины старик» насчитывает почти 5 тыс. стихов — это уникальный случай для эпоса ханты.

В. В. Блажес
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Авдеев И.
Андреев Н. П.
Баландин А.
Гондатти Н. Л.
Дунин-Горкавич Александр Александрович
Ерныхова О.
Каксина У.
Калман Б.
Каннисто А.
Карьялайнен К. Ф.
Кузакова Е.
Кулемзин В.М.
Лукина Н. В.
Мункачи Б.
Патканов С. К.
Потанин Г. Н.
Ромбандеева Евдокия Ивановна
Сайнахова Н.
Терешкин Н. И.
Хатанзеев П. Е.
Чернецов В. Н.
Шатилов Михаил Бонифатьевич
Штейниц В.
География
Березовский р-н
Кондинский р-н
Топографические ориентиры/Обь р.
Топографические ориентиры/Сосьва р.