Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Персоны / Мункачи Б.
Исследователь
А.В. Бауло. Иранские и среднеазиатские сосуды в обрядах обских угров
А.В. Бауло. Иранские и среднеазиатские сосуды в обрядах обских угров Опубликовано в сборнике научных статей: Проблемы межэтнического взаимодействия народов Сибири. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2002. – С. 12–27. На рубеже XX – XXI вв....
подробнее

А.В. Бауло. Сокровища Священной реки
А.В. Бауло. Сокровища Священной реки Опубликовано в: Археология, этнография и антропология Евразии. – 2009. – № 1. – С. 95–100. На территории проживания манси известно немало природных священных мест. Это ялпынг-я «святая река», ялпынг-тур «святое...
подробнее

Гемуев И. Н. Народ манси: воплощение мифа (электронный вариант книги)
1. I. О человецах незнаемых… 1.1. Манси О манси известно не всем. Даже в Сибири далеко не каждый ответит на вопрос: где живет и чем занимается этот народ? И уж совсем немногие знают, что манси – ближайшие родственники не только своих соседей –...
подробнее

Диалекты и говоры мансийского языка
Диалекты и говоры мансийского языка. Венгерский ученый Б. Мункачи в мансийском языке выделил во второй половине XIX в. четыре диалектные группы: северная, южная, восточная и западная. Взаимопонимание между носителями некоторых Д. полностью...
подробнее

Жанры мансийского фольклора
Жанровое распределение мансийских фольклорных произведений дано так, как группировал их сам народ — носитель культуры. 1. Священные сказки — мифы (ма унтум ялпы). 2. Героические песни-сказания (тэрнын эргыт) — это исторические обрядовые...
подробнее

И.Н. Гемуев. Мифологическая картина мира манси
В религиозно-мифологических представлениях манси Космос включает три сферы: верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный) миры. Верхний мир - сфера обитания демиурга Нуми-Торума [numi-tфrеm], по воле которого была создана Земля. В...
подробнее

История изучения мансийского языка
История изучения мансийского языка. Научное исследование мансийского языка и его диалектов начато венгерским учёным А. Регули, который в 1843—1844 собирал материал по языку и фольклору. Во второй половине XIX в. мансийский язык изучал его...
подробнее

Костюм ритуальный
Костюм ритуальный. В традиционном обществе ханты и манси лица, исполняющие религиозные функции, имели отличительные знаки на одежде: либо детали, не свойственные одежде рядовых общинников, либо отдельные части особого костюма; полного ритуального...
подробнее

Песни семейно-бытовые
Песни семейно-бытовые, относятся к числу индивидуальных (Е. Шмидт), или «песен судьбы» (Б. Мункачи), или песен-биографий (И. Авдеев), или лирических (Е. Ромбандеева); у них всегда известен автор: мужчина или женщина, молодой или старик. Содержание...
подробнее

Работа над проектом "Мир Суснэ Хум - один из мифологических персонажей мансийского эпоса"
В 2009 году авторский коллектив сотрудников ОУИПИиР под руководством Сметанина Н.И. получил грант на реализацию проекта: «Мир Суснэ Хум - один из мифологических персонажей мансийского эпоса» Мир-сусне-хум, чьё имя означает «За миром наблюдающий...
подробнее

Сказки бытовые
Сказки бытовые, в народной среде называются Маньть, мось, моньсь (хант.), мойт (манс.), этим термином часто обозначаются не только собственно С., но и другие повествования, которые учёными определяются как предания, легенды, бытовые рассказы,...
подробнее

Собрания фольклора
Собрания фольклора. Выделяют три типа С. ф. обских угров. Первый включает в себя записи, сделанные в полевых условиях Они в большей своей части не опубликованы, хранятся в частных либо государственных архивах (записи А. Баландина, Е. Кузаковой, Н....
подробнее

Тотемизм у остяков Сибири (В. Штейниц, пер. с нем. Н.В. Лукиной)
Остяки (самоназвание – ханты) – небольшой народ в Западной Сибири, насчитывающий, согласно переписи населения 1926 г., около 22600 чел. Их основные занятия – рыболовство и охота (главным образом, на пушных зверей), у самых северных остяков также и...
подробнее