Критика литературная, освещает процессы современного литературного движения, анализируя текущие книжно-журнальные публикации. Разработаны концепции «биографической критики», «эстетической критики», «органической критики», «философской критики», «игровой — постмодернистской концептуальной критики» и др. Современная К. л. рассматривает литературный процесс, публикации писателей в единстве социальных, нравственных и эстетических начал в них, помогает читателю заново пережить собственные художественные впечатления. Во всесоюзной и всероссийской критике литература края начала оцениваться с конца 30-х. Критики исходили из постулатов советской художественной идеологии. Литературы региона были включены в социоэстетическую номинацию «Литературы народов Севера». В отдельных литературно-критических выступлениях исследовались историческое предназначение культуры народов Севера, их духовность, многовековой путь. Впервые обско-угорские культуры показаны как суверенное духовно-творческое единство в работах М. Сергеева (1888—1965) «Народы Обского Севера» и «Некапиталистический путь развития малых народов Севера». Во вступительной статье к антологии «Север поёт» (Л., 1961) Г. Гор отметил естественно-природный лад жизни северян. В 60—70-е рецензированием северных писателей плодотворно занималась Б. Невская (Бабина). Статьи и обзоры писали Б. Комановский (1924—72), М. Воскобойников, в середине 70-х — Р. Бикмухаметов, А. Пошатаева, И. Смольников, Л. Якимова и др. Основное внимание они уделяли фольклорному началу в свете социально-классового подхода. Поиски путей сохранения духовной культуры северян стали предметом К. л. в 70-е: в центральной прессе обзоры и рецензии В. Огрызко, В. Шапошниковой и др., в Тюмени и округах — Л.Полонского, Г. Сазонова, В. Гилёва, А.Омельчука, и др. Особо интересен обзор Т. Комиссаровой «Самобытность литератур народов Севера» (Сибирские огни, 1983, № 3). Первый монографический обзор путей развития северных литератур, углубленный анализ с учётом специфики национального образа мира принадлежит К. Лагунову — «Портреты без ретуши» (1994). Из зарубежных публикаций следует отметить обзор Ф. Керети «Наши родственники, живущие в Сибири» («Уйтукор — Новое зеркало», 1981, № 36). Во второй половине 80-х начался новый этап в развитии К. л. в крае. Глубина осмысления социоэтнических, духовных и культурных деформаций в судьбах северных литератур отличает статью В. Санги «Мифы и маскарад» (Литературная Россия, 1986, № 23). Отметив окрепший талант Р. Ругина, Е. Айпина и др., опирающихся в своём творчестве на историю и мифологию, фольклор и контакты с русской литературой, В. Санги показал процесс угасания северных этносов, забвение традиций семейного воспитания, неспособность молодых к жизни в северных условиях, утрату родного языка. В 90-е в «Югре» систематически публикуются обзоры и рецензии, регулярно выходит сборник статей, очерки и монографии сотрудников НИИ ВОУН, окружного ИУУ. Новые подходы в К. л. демонстрируют В. Огрызко (статьи в «Эринтуре», 1996, 1997, 1999), О. К. Лагунова (статьи об Е. Д. Айпине в «Литературной России»), авторы периодического сборника «Космос Севера» (1996, 2000), книга для учителя и ученика «Литература Тюменского края» — составители Г. Данилина, Н. Рогачёва, Е. Эртнер (1997). В Ханты-Мансийске печатаются очерки творчества писателей В. Волдина, М. Вагатовой, М. Шульгина, подготовленные Е. Нёмысовой (1993), сотрудники НИИ ВОУН публикуют литературно-критические портреты Ю. Шесталова, А. Коньковой, А. Тарханова и др. Не утратили актуальности статьи К. Яковлева, В. Миронова, Ю. Помозова, Ю. Мешкова и др. В региональных изданиях появляются острые дискуссионные статьи, обзоры и рецензии, что свидетельствует о творческом подъёме К. л. на земле Югры.
Лит.: Тюмень литературная. Сб. ст. — Тюмень, 1963; Комиссарова Т. Родословная опыта // Север. 1984, № 3; Чалмаев В. Севера доверчивый простор // Полярная звезда. 1986, № 1; Пошатаева А. В. Литературы народов Севера. — М., 1989; Нёмысова Е. Хантыйская литература. — Х.-М., 1996. В 2-х ч.
В. А. Рогачёв.
|