Литература мансийская и хантыйская для детей. Детская литература как особая эстетическая области литературного творчества впервые в мире создана в СССР. В духовно-эмоциональной форме она помогает социализации юношества в окружающем мире, формирует характер. В 30-е руководство детским чтением взяли на себя сотрудники органов народного образования, лабораторий НИИ национальных школ, окружного ИУУ. С 90-х проблемами Д. л. занимается НИИ ВОУН.
Огромный пласт любой национальной Д. л. составляют мифология и фольклор, а в округе Д. л. прошла тысячелетний путь своего бытования и развития. Уже в 30-е к детям края пришли первые издания записей и литературных обработок фольклора. В СССР, а затем в РФ вышло в свет свыше 40 сборников, хрестоматий и антологий, включающих кроме мифов и «письменный» фольклор сказителей М. Вагатовой, А. Коньковой, Т. Чучелиной и др. Национальный образ мира, фольклорно-мифологическую поэтику обско-угорских народов впервые донесли до детей СССР Ю. Шесталов и А. Тарханов (сборник «Мы живём на Севере», 1961). Авторские переработки народных сказок М. Шульгиным («Жадная мышка», 1969) преподали малышам уроки северной морали. С начала творческого пути активно пишет для детей Ю. Шесталов («Детям мансийского посёлка», 1960; «По воде шуба плывёт», 1962; цикл стихов в сборнике «Взвейтесь кострами», 1962). Мотивы детской жизни на Севере развивает Р. Ругин. Вместе с П. Салтыковым он издал книгу для детского чтения (на диалекте языка шурышкарских ханты) «Золотой огонёк» (1983). Большой мастер детской поэзии — А. Тарханов: его лирика формирует в юношестве личности, способные выполнять священные заповеди предков (сборник «Волшебство», 1978; «Чудеса», 1981). Совместно с М. Вагатовой он издал «Ханты-мансийские сказки» (1977). Популярна его книга для младшего возраста «Озеро Мойпыр» (1996).
Впечатляет вклад в Д. л. Е. Айпина, особенно сборник повестей «В тени старого кедра» (1986) с параллельными текстами на русском и хантыйском языках. Старшеклассники могут прочитать его историко-философский роман «Ханты, или Звезда Утренней Зари» (1990), в котором в эпической форме выражена «соль родной земли». Библейский стиль повествования, пророческие картины мира делают эту книгу исключительным явлением в хантыйской литературе. Ей сродни книга А. Неркаги «Молчащий» (1996). В творчестве М. Вагатовой выделяются стихи «Тундра, родина моя» и сборник «Маленький тундровый человек» (1996), пронизанные материнским соучастием в судьбах юных северян. Детские книги Г. Слинкиной во многом обязаны своим обаянием и динамическими сюжетами народной сказительнице Т. Чучелиной. Поэтическая философия лесных ненцев представлена в «Книге о вечном» Ю. Вэллы («Белые крики», Сургут, 1996). Не потеряли интереса для детей произведения Г. Лазарева, повесть М. Вахрушевой «На берегу Малой Юконды».
Лит.: Яковлев Ю. О детской литературе народов Севера // Содружество литературы и труда. — М., 1991; Нёмысова Е. Хантыйская литература: В 2 ч. — Ханты-Мансийск, 1996.
В. А. Рогачёв.
|