Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Литература мансийская и хантыйская для детей
Рубрикатор / Литература/Литературная жизнь

Литература мансийская и хантыйская для детей

Литература мансийская и хантыйская для детей. Детская литература как особая эстетическая области литературного творчества впервые в мире создана в СССР. В духовно-эмоциональной форме она помогает социализации юношества в окружающем мире, формирует характер. В 30-е руководство детским чтением взяли на себя сотрудники органов народного образования, лабораторий НИИ национальных школ, окружного ИУУ. С 90-х проблемами Д. л. занимается НИИ ВОУН.

Огромный пласт любой национальной Д. л. составляют мифология и фольклор, а в округе Д. л. прошла тысячелетний путь своего бытования и развития. Уже в 30-е к детям края пришли первые издания записей и литературных обработок фольклора. В СССР, а затем в РФ вышло в свет свыше 40 сборников, хрестоматий и антологий, включающих кроме мифов и «письменный» фольклор сказителей М. Вагатовой, А. Коньковой, Т. Чучелиной и др. Национальный образ мира, фольклорно-мифологическую поэтику обско-угорских народов впервые донесли до детей СССР Ю. Шесталов и А. Тарханов (сборник «Мы живём на Севере», 1961). Авторские переработки народных сказок М. Шульгиным («Жадная мышка», 1969) преподали малышам уроки северной морали. С начала творческого пути активно пишет для детей Ю. Шесталов («Детям мансийского посёлка», 1960; «По воде шуба плывёт», 1962; цикл стихов в сборнике «Взвейтесь кострами», 1962). Мотивы детской жизни на Севере развивает Р. Ругин. Вместе с П. Салтыковым он издал книгу для детского чтения (на диалекте языка шурышкарских ханты) «Золотой огонёк» (1983). Большой мастер детской поэзии — А. Тарханов: его лирика формирует в юношестве личности, способные выполнять священные заповеди предков (сборник «Волшебство», 1978; «Чудеса», 1981). Совместно с М. Вагатовой он издал «Ханты-мансийские сказки» (1977). Популярна его книга для младшего возраста «Озеро Мойпыр» (1996).

Впечатляет вклад в Д. л. Е. Айпина, особенно сборник повестей «В тени старого кедра» (1986) с параллельными текстами на русском и хантыйском языках. Старшеклассники могут прочитать его историко-философский роман «Ханты, или Звезда Утренней Зари» (1990), в котором в эпической форме выражена «соль родной земли». Библейский стиль повествования, пророческие картины мира делают эту книгу исключительным явлением в хантыйской литературе. Ей сродни книга А. Неркаги «Молчащий» (1996). В творчестве М. Вагатовой выделяются стихи «Тундра, родина моя» и сборник «Маленький тундровый человек» (1996), пронизанные материнским соучастием в судьбах юных северян. Детские книги Г. Слинкиной во многом обязаны своим обаянием и динамическими сюжетами народной сказительнице Т. Чучелиной. Поэтическая философия лесных ненцев представлена в «Книге о вечном» Ю. Вэллы («Белые крики», Сургут, 1996). Не потеряли интереса для детей произведения Г. Лазарева, повесть М. Вахрушевой «На берегу Малой Юконды».

Лит.: Яковлев Ю. О детской литературе народов Севера // Содружество литературы и труда. — М., 1991; Нёмысова Е. Хантыйская литература: В 2 ч. — Ханты-Мансийск, 1996.

В. А. Рогачёв.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Айпин Еремей Данилович
Вагатова (Волдина) Мария Кузьминична
Вахрушева М. П.
Вэлла (Айваседа) Юрий Кылевич
Конькова Анна Митрофановна
Лазарев Г. Д.
Неркага А.
Ругин Р. П.
Салтыков П.
Слинкина Галина Ивановна
Тарханов Андрей Семенович
Чучелина Таисия Сергеевна
Шесталов Юван (Иван) Николаевич
Шульгин Микуль