Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Стилевое своеобразие литератур хантыйской и мансийской
Рубрикатор / Литература/Литературная жизнь

Стилевое своеобразие литератур хантыйской и мансийской

Стилевое своеобразие литератур хантыйской и мансийской (лат. stilus — остроконечная палочка для письма, манера письма). Признано, что «большой стиль — есть стиль прежде всего самого видения мира и затем уже обработки материала» (М. М. Бахтин). Зародившись в рамках советской культуры, младописьменные мансийской и хантыйской литературы должны были соответствовать её эстетическим стандартам: «социалистические по содержанию, национальные по форме», т.е. на уровне «обработки материала» национальное поощрялось, на уровне «видения мира» — нет. В творческом процессе эти реалии неразрывны, таковыми они и оставались в «высокой литературе».

Постепенно (от 1950-х к 1990-м) формировался «большой стиль» литератур коренных малочисленных народностей Севера Западной Сибири. Этот процесс шёл параллельно в словесности и живописи. Его конструктивной чертой является свободный синтез различных начал. Масштабная (чаще плоскостная) панорама уживается с придвинутостью к читателю знакового предмета (детали). Предмет как часть не нуждается в особой мотивации изображения или иерархическом обосновании, ведь он и не мыслится вне связи с целым. Вот почему эта связь не требует видимой рефлексии и не фиксируется словесной логикой, а «автор выступает как выразитель объективно существующей вне его эмоциональности» (Д. С. Лихачёв). Сочетание общего и крупного планов, нескрываемая эмоциональность тона, несмешанность видов пафоса, т.е. последовательность в проведении одного из них в качестве организующего художественное целое — параметры стилевой общности разных мастеров слова манси и ханты.

В творчестве писателей старшего (М. Вагатова, М. Вахрушева, А. Конькова, Г. Лазарев) и среднего (В. Волдин, Р. Ругин, П. Салтыков) поколений (у среднего — лишь отчасти) этот «большой стиль» только формируется. В их произведениях ещё нет ощущения словесной свободы, логика зримо контролирует границы образа и эстетическую эмоцию, зачастую обнажает приём. У художников, примыкающих к среднему поколению (А. Тарханов, Ю. Шесталов, М. Шульгин), и особенно у мастеров младшего поколения (Е. Айпин, Т. Молданова и др.), свобода синтеза органичнее и содержательнее. Элементная база стиля координируется его конструктивным принципом. Ментальные особенности коренных малочисленных народностей Севера Западной Сибири обрели в «большом стиле» свой словесный аналог. Вместе с тем в его рамках можно говорить о наличии индивидуальных стилей (например, Е. Айпина и Ю. Шесталова), что также свидетельствует о зрелости хантыйской и мансийской литератур.

Лит.: Михайловская Н. Г. Стиль русскоязычной литературы Севера и Дальнего Востока. — М., 1984; Фёдорова Н. Н. Эволюция изобразительного стиля художников Обского Севера: ханты, манси, ненцы (1930—1990-е гг). // Космос Севера. Вып. 1. — Тюмень, 1996.

С. А. Комаров, О. К. Лагунова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Айпин Еремей Данилович
Бахтин М. М.
Вагатова (Волдина) Мария Кузьминична
Вахрушева М. П.
Волдин В.
Конькова Анна Митрофановна
Лазарев Г. Д.
Лихачев Дмитрий Сергеевич
Молданова Т.А.
Ругин Р. П.
Салтыков П.
Тарханов Андрей Семенович
Шесталов Юван (Иван) Николаевич
Шульгин Микуль
География
Топографические ориентиры/Западная Сибирь