Ольга Астафьева. (При содействии центра по охране и использованию историко-культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа) Региональный журнал "Югра"
Великий Югорский край...
Огромны его просторы, значительны дела его людей. Богатствами своих земель прославился он в веках. И пусть сурово встретил современников, вдоль и поперек исходивших его в поисках "черного" и "голубого" золота, но позволил обжиться людям, взрастить здесь своих детей, накормить своими дарами.
История же Югры уходит корнями в глубокую старину…
Свидетельства жизни на югорской земле относятся к среднекаменному веку. Стоянки, поселения и могильники того времени малочисленны и уникальны. Основная часть их расположена в бассейне Конды (Советский, Октябрьский районы) и Северной Сосьвы (Березовский и Белоярский районы) – поселения Смоляной Сор 1 у поселка Игрим и на реке Эсс около города Югорска. Территория привлекала к себе и обитателей новокаменного века. Единственное древнейшее укрепленное поселение эпохи камня лесной полосы Евразии, городище Амня, находится в Березовском районе. Поселения Хулюм-Сунт, Сартынья, Честый-Яг, Няксимволь – эти памятники остались от древних культур, относящихся к праугросамодийской языковой семье.
Необычные люди жили здесь в эпохи меднокаменного и бронзового веков. Их стараниями были обеспечены постоянные межкультурные контакты с Востоком и Западом. Удивляет колорит сохранившихся поселений Шеркалы X, Низямы II, Амня II и Кирип-Вис-Юган II, в бассейне р. Казым, могильников Сатыга XVI и Сайгатино VI, расположенных в Сургутском районе.
Эпоха раннего железа ознаменовалась бурным расцветом культур и оставила наиболее значительное количество прекрасных памятников. Самые интересные из них представлены на всемирно известной Барсовой горе и на территории вблизи п. Сайгатино в Сургутском районе.
Средневековый период связан с распространением так называемых угорских княжеств и городков. Именно с этого времени началось развитие культурно-исторических образований – прямых предков ряда коренных народов Западной Сибири (ханты, манси, селькупов, ненцев, тунгусов и т.д.) Эпоха оставила интереснейшие клады (наиболее изученный из которых – Холмогорский), оригинальные по своему архитектурному содержанию городища – Барсов городок 2/1, Кучиминское, Ермаково I, II, VI, уникальные могильники – Барсовский V, Сайганики – Барсовский V, Сайгатинский II, Барсов городок.
Особая страница в истории округа связана с освоением Сибири русскими первопроходцами. Первое упоминание о Югре в исторических источниках относится еще к XI веку. В "Повести временных лет" говорилось, что "…богатый новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру…". В первой четверти XII века жители Великого Новгорода уже неоднократно ходили за Югру. В 1265 г. Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань.
С 1364 г. началось непосредственное освоение русскими восточных склонов Урала. Новгородские ратники, пройдя через древний северный путь, дошли до низовьев р. Оби. К этому времени относится и строительство первых русских городков, таких, например, как Ляпин на р. Сосьве. С XV в. по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины. А с 1465 г. Московский воевода В. Скряба впервые собрал дань в пользу Московского великого князя. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства.
В начале XVI в. земли ханты и манси были силой присоединены к Сибирскому ханству, возникшему на остатках Тюменского царства. В это время местные жители по Пелыму, Конде и Тавде объединились в один из крупнейших государственных союзов Сибири – Пелымское княжество, которое вошло в состав Сибирского ханства. С 1555 г., после того, как хан Едигер признал себя вассалом Москвы и обязался ежегодно выплачивать дань, взаимоотношения обских и кондинских угров с русскими стали достаточно регулярными.
В 1563 г. власть в Сибирском ханстве перешла к сыну Бухарского правителя Кучуму, который в 1575 г. порвал вассальные отношения с Москвой и нанес удар по Приуралью. В ответ на это солепромышленниками Строгановыми был сформирован отряд казаков под предводительством атамана Ермака, который вернул часть завоеванных Москвой земель. Самыми крупными из захваченных волостей стали владения хантыйского князя Самара, который пользовался большим влиянием среди местных племен, так как владел известным хантыйским святилищем. Городок Самара состоял из двух частей – небольшого селища у подножья горы и укрепленной площадки на вершине 80-тиметровой горы, почти отвесно спускавшейся к реке. Крепость была почти неприступной.
Тем не менее, после схватки с казаками под предводительством атамана Никиты Пана (по другим сведениям пятидесятника Богдана Брязги) Самаров городок пал, сам Самар и часть его приближенных погибли. Проведя в захваченном городке около недели, русские казаки пустились далее вниз по Оби. А местные жители вернулись в свое поселение и впоследствии "с поклоном" принесли русским ясак.
Еще один исторический комплекс этого времени находится в устье Иртыша, у поселка Кирпичный, где в 1585 г. отрядом казаков под предводительством Мансурова был поставлен первый русский городок в Западной Сибири, получивший название Обской городок. Местные жители не смогли простить русским казакам строительства городка в их святилище – знаменитом капище "Обского Старика". Но их попытка захватить Обской городок не увенчалась успехом. Мансурову удалось отбить нападение. "Обской Старик", принесенный атаковавшими для собственного воодушевления, был расстрелян из пушки. После этого поражения ханты-мансийские племена принесли ясак Мансурову, а представители шести городков по нижнему течению р. Оби на следующий год отправились в Москву с просьбой о русском подданстве.
В XVI в. Московское правительство перешло к реализации плана строительства укрепленных городов на новых землях, чтобы, опираясь на них, постепенно продвигаться дальше. Одним из первых подобных городов стал Березов, основанный в 1593 г. на месте остяцкого городка "Сугмут-Ваш" или, как его еще называли вогулы, "Халумо-Сугмут", что в переводе означает "Березовый город". Чуть позже был основан г. Сургут, в 1595 г. – Обдорский городок.
В августе 1598 г. войском во главе с Войковым была разгромлена ставка Кучума, а в 1601 г., после его гибели, Сибирское ханство прекратило свое существование. В конце XVI века Югорская земля была окончательно присоединена к Московскому государству. Однако этот край еще долго не заселялся русскими, которые не появлялись здесь вплоть до середины XVII века.
Более частыми стали посещения русскими Югорской земли в конце XVII века. К этому времени относится и литературное описание вогулов, первое изображение Конды на географической карте, составленной примерно в 1696-1697 гг. С. Ремезовым.
Территории, занимаемой ныне Ханты-Мансийским автономным округом, в частности городом Ханты-Мансийском, отводилась особая роль в политике Московского правительства, прежде всего в связи с его особым географическим положением.
Русское правительство с первых лет своего владычества за Уралом одной из важнейших своих задач ставило организацию надежного сообщения между центром и отдаленными окраинами. С этой целью в нижнем течении Иртыша в 1637 г. были организованы Самаровский и Демьяновский ямы. В конце 1630-х гг. в Самарово (южная часть города Ханты-Мансийска, до наших дней сохранившая свое историческое название) числилось уже до полусотни ямщиков. Через Самарово шел значительный поток как местных товаров (пушнина, рыба, ягода, шкуры и т.п.), так и иноземных. Нередкими гостями были здесь купцы из Бухары, Калмыкии, русские и татарские торговцы.
В 1667 г. на географической карте впервые появляется изображение Самаровского Яма. В 1675 г. известный русский дипломат Н.Г Спафарий при первом подробном описании окрестностей Самарово называет его первым из крайних европейских населенных пунктов.
XVIII век принес с собой новые веяния в жизни народов Югорской земли. Правительство Петра I поставило задачу активной христианизации населения Северо-Западной Сибири. Во вновь освоенные югорские территории в качестве миссионера был послан архимандрит Филофей Лещинский.
В результате его миссионерской деятельности капище "Обского Старика" было предано огню, Медный Гусь в селе Троицком растоптан и выброшен в Обь, главный идол, помощник Верховного Бога Торыма, Ортик, сожжен, на месте бывших святилищ поставлены кресты. Но, несмотря на активные попытки обратить местное население в христианство, христианская религия была воспринята на Югорской земле чисто формально. Местное население продолжало поклоняться своим богам, давая им новые имена христианских святых.
И все же христианизация дала свои плоды. Были выстроены православные церкви и монастыри. Одними из первых появились храмы в с. Болчары, Сретенская церковь в Большекондинской волости, церковь Сошествия Святого Духа в с. Леушинском. До наших дней дошли остатки Березовского, Кондинского Троицкого монастырей, Преображенской церкви в п. Малый Атлым, Спасской церкви в п. Шеркалы, церкви Рождества Богородицы в п. Березово. Не до конца разрушены деревянные церкви в деревнях Зенково, Нялино, Селиярово, Семейка, Скрипуново, Тюли, Чембакчина.
XVIII век стал временем, уже напрямую связанным с событиями, происходившими в России. Известнейшим местом стал город Березов – место царской ссылки именитых вельмож. В свое время здесь побывали: А. Меншиков – в 1728 г., безвременно почивший здесь вместе со своей дочерью Марией, князья Долгоруковы – в 1729 г., граф Остерман – в 1742 г. Могилы их находятся в п. Березово, и как это ни печально, на месте, занимаемом ныне парком отдыха и спортивной площадкой.
Известным стал и Самаровский Ям, история которого тесно переплелась с именами выдающихся путешественников. В 1725 г. по дороге в первую Камчатскую экспедицию здесь побывал В.И. Беринг, в 1734 г. – Д.А. Овцын, в 1740 г. – сразу три ученых: историк и археограф Г.Ф. Миллер, историк И.Э. Фишер, астроном Н.И. Демиль.
XIX век в истории Югры отмечен ссылкой участников декабрьского восстания на Сенатской площади.
В 1844 году в Самарово пришел первый пароход, а с 1850-х годов началось регулярное пароходное сообщение по Иртышу и Оби. В этот период Самарово продолжали посещать именитые ученые. В 1843 г. побывал финский ученый Кастрен, осенью 1847 и весной 1848 г. – профессор геологии Э.К. Гофман, в 1876 г. – зоолог И.С. Поляков, в 1878 г. – немецкие ученые О. Финел и А. Брем, известный исследователь финно-угорских языков А.И. Альквист, в начале 1880 г. – датский ученый Гаге, в 1881 г. – французский путешественник Э. Котто.
В XIX веке Самарово посетили высокопоставленные лица России: в 1873 г. – представитель царствующей династии, Великий князь Алексей Александрович, в 1879 г. – генерал-губернатор Западной Сибири Н.Г. Казнаков, в 1891 г. – наследник престола, будущий император Николай II.
После приезда Казнакова встал вопрос о строительстве сухопутной дороги между Тобольском и Самарово (есть свидетельства о сохранившихся остатках столбовых дорожных знаков дореволюционной России, находящихся на бывшей ямщицкой дороге). К приезду царевича Николая Александровича на пристани была построена особая "палатка" и на одну из Самаровских горок возведена длинная лестница, которой затем пользовались и сами самаровцы.
Достопримечательностью Самарово стала Никольская церковь, устроенная на возвышенном месте. По фасаду и легкости архитектуры она напоминала китайскую пагоду. В ней хранилось замечательное резное скульптурное изображение Святого Николая. К сожалению, до наших дней сохранился лишь остов церкви.
В 1870-1880 гг. на средства купца В.Т. Земцова в Самарово была построена пристань, открыты аптека, ссудо-сберегательное товарищество, фельдшерский пункт, пост "О спасении на водах", первая в Тобольской губернии практическая рыбопромышленная школа, гостиница для путешествующих ученых, оборудовано специальное судно для научно-исследовательских работ. За помощь, оказанную экспедициям Фиша и Брема, В.Т. Земцов был удостоен почетного диплома члена Бременского географического общества.
Самарово подарило России и своих ученых, одним из которых был Х.М. Лопарев – выдающийся археограф и византист.
В XIX в. Самарово постепенно укрепило свои позиции в политической и экономической жизни России. Положение Самарова в центре рыбных промыслов содействовало превращению села в крупный сибирский транзитный пункт.
|