Заклинание, устный текст заданной формы для магического воздействия на какой-либо объект, тесно связано с ритуальными действиями. Основная черта — чёткая структура и неизменяемость устного текста, поскольку магическая сила приписывается не только самим словам, но и порядку их произнесения. К З. тесно примыкают заговоры (нередко исследователи ставят между этими понятиями знак равенства) и молитвы. Последние носят смысл просьбы, не обязательной к исполнению духами. З., напротив, должны действовать на сверхъестественных существ даже помимо их воли.
У коренных народов региона заклинания развиты относительно слабо: допускается, хотя и незначительное, изменение структуры текста, связь между З. и желаемым результатом не считается абсолютной, устный текст более прочно соединён с обрядом. Ханты и манси обращают З. к духам среднего и низшего звена. Известны, например, формы заклинания духов умерших. Покидая кладбище после похорон или поминок, люди перешагивают через горящую бересту, бросают поперёк тропы ветку и произносят фразу, примерное содержание которой таково: «Твой дом теперь здесь, оставайся и за нами не ходи». Чтобы избежать нежелательных встреч с медведем, в найденный медвежий след кладут несколько ягод и произносят: «Нас не трогай, ходи своей дорогой, а мы своей». Широко встречаются З. грозы — при её приближении на улицу выносят чашку с угощением или втыкают в землю топор остриём вверх со словами: «Гроза, нас стороной обойди, а то детей напугаешь, косточки поломаешь». Принято также при разведении дымокура в жилище, чтобы избавиться от комаров, выгонять их на улицу словами: «На улицу! На улицу! Не то одежды сожжёте!» Словесные формы текстов З. и их структура значительно варьируют в различных группах ханты, манси и лесных ненцев. Различна также степень связи З. с другими формами верований и обрядов. Общим является направленность на достижение желаемого результата через словесную форму.
А. П. Зенько.
|