Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Жанры мансийского фольклора
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Жанры мансийского фольклора

Жанровое распределение мансийских фольклорных произведений дано так, как группировал их сам народ — носитель культуры.

1. Священные сказки — мифы (ма унтум ялпы).

2. Героические песни-сказания (тэрнын эргыт) — это исторические обрядовые произведения, сочинённые в стихах и прозе. Их исполняют мужчины. Они же представляют духов-покровителей (предков) на Медвежьем празднике в той иерархической последовательности, в какой они исторически прожили жизнь (людьми). На Медвежьем празднике исполняют и героический эпос. В нём прославляются жизнь и славные дела предков, отличившихся при жизни перед своим народом, сделавших для него что-либо значительное: защитивших его от врагов, спасших от голодной смерти в тяжёлые зимы или давших жизнь сильному потомству. Потомки верят, что если помнить своих предков, почитать их, то они помогают и после смерти.

3. Призывные песни, речи (кaстыл, нaй oтыр кaстыл, кай сов — призывная мелодия). Это тоже обрядовые произведения, сочинены в основном в стихах. Их исполняют шаманы-мужчины или женщины (няйт хoтпа) при строгом соблюдении обряда. Каждая песня посвящена определенному духу-покровителю и имеет свою призывную мелодию. Обряд проводится в присутствии людей, нуждающихся в помощи со стороны духа-покровителя. В эту же группу следует включить текстовые речи.

4. Клятвоприношения (нюлтыл лaтын).

5. Заклинания (сaтыл лaтын). Эти два обряда может проделать человек в одиночестве или со знатоком обряда, если тот согласен помочь.

6. Медвежьи песни (уй эргыт) — это обрядовые произведения, изложенные в стихах. Исполняются мужчинами перед началом представления на Медвежьем празднике. Если это медведица, то перед ней становятся четыре человека, одетые в шёлковые халаты, шапки с острым концом; взявшись за мизинцы, они качают руки в такт ритму песни. Если это медведь, то исполняется пять длинных песен. Выступают в тех же нарядах, что и перед медведицей. Певцы, заканчивая песню, делают поворот по часовой стрелке и произносят междометные слова. После снимают священные халаты, головные уборы, а вечером начинается представление «артистов» в берестяных масках. «Медвежьи» песни: о доставлении медведя в дом (уй вaгымттан эрыг); утренние песни пробуждения (уй сайкатан эрыг), песни о небесном происхождении медведя (уй нумыл тартым эрге); песни о похождениях медведя и о его смерти от руки охотника (уй парлан вагылттан эрыг); песни об охотниках, добывающих медведя (уй койгалан эргыт); песни о медвежьей клятве (уй нюлтыл эргыт); прощальные наставительные песни, обращённые к медведю (уй парлан хoтал эргыт). Все песни исполняются без маски, в священных халатах и шапках.

7. Песни-представления (тулыглапыт, тулыглап эргыт) сатирические, юмористические, высмеивающие недостатки людей, исполняются мужчинами-масками только во время Медвежьего праздника. Их содержание предназначено для воспитания слушателей, искоренения у них недостатков, песни-представления адресованы всем присутствующим, критика касается всех. Представления предупреждают, что нарушающий общепринятые нормы поведения будет выставлен на посмешище. Виновные, узнав себя, не должны обижаться на выступающие маски, иначе медведь может «наказать» их за то, что не принимают критику и не исправляются.

8. Лирические песни (эрыг, буквально — «нужная»), или песни судьбы, как их назвал ещё в прошлом столетии Б. Мункачи, побывавший среди манси (вогулов). Мансийские народные песни, созданные по традиционно сложившемуся типу песенного жанра. Поэтому язык песен содержит необычные обороты речи, лексику и метафоры, сравнения, порой весьма архаичные, удивляющие и восхищающие современную молодёжь, да и среднее поколение. Поэтический язык песен представляет ценный материал для исследования истории мансийской лексики и языка в целом. Из всех фольклорных жанров песня (в частности лирическая) является самой популярной и самой жизнестойкой, долговечной.

9. Воспевание ребёнка (Няврам улылап) — песни матерей о своих детях. В них мечта о будущем своего ребёнка. Эти песни широко не оглашаются.

10. Загадки (амсит). У народа манси много загадок, в которых говорится о человеке, предметах его труда и промысла, о доме, посуде, о животных, птицах, окружающей природе и т.д. Все загадки строятся образно, по типу аналогии, уподобления, сравнения. В загадке доминирует метафора, большую роль играют эпитеты.

Мифы, героические песни, медвежьи песни, песни-представления на Медвежьем празднике — это репертуар только мужчин, чисто женским фольклорным жанром являются сказки для детей. Остальные жанры доступны как мужчинам, так и женщинам. В прошлом в каждой деревне были именитые дома, где в зимнее время регулярно слушали сказки по вечерам, играли в загадки или пели. В настоящее время их нет.

Е. И. Ромбандеева.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Мункачи Б.
Предметный указатель
Загадка
Заклинание
Медвежий праздник
Сказки священные