Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Жанры обско-угорского фольклора
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Жанры обско-угорского фольклора

При определении жанров обско-угорского фольклора принято учитывать мнение певцов и рассказчиков, т.к. у них существуют свои названия жанров, фиксирующие традицию. Сюжетные произведения обычно обозначаются как мось, моньсь (хант.), мойт (манс.) — сказания, сказка; арых (хант.), эрыт (манс.) — песня; потыр, ясынг (хант.), потыр (манс.) — рассказ. Исполнители иногда вводят уточняющие обозначения: ялпынг ойт (манс.), йис моньсь (хант.) — священные сказания; тарынг онсь (хант.), алхатнэ ойт, тэрынг ойт (манс.) — героические военные сказания моньсь (хант.), мойт (манс.) — просто сказка. По научной классификации этим трём обозначениям соответствуют: мифологическая, героическая (или богатырская) и бытовая сказки.

По наблюдениям Н. В. Лукиной и др., жанровая определённость привносится соотношением темы и временем действия. Поскольку в фольклоре обских угров события отнесены к трём периодам (первотворения, богатырской эпохе и эпохе «ханты-мансийского человека»), то повествование о создании Земли, человека, культурных ценностей обычно связано с эрой первотворения, и, следовательно, перед нами священное сказание. Имена и функции главных персонажей также дают возможность точнее определить жанр: если в мифических сказаниях выступает культовый герой, то в героических — богатырь, а в сказках — трикстер (озорник). Но чёткую грань между мифическим сказанием и мифической сказкой, героическими сказаниями и богатырской сказкой провести очень трудно. Например, мифические персонажи (духи-покровители, божества) могут выступать как богатыри, тогда повествование приобретает жанровый облик героического сказания и сакральную функцию. Совершенно очевидно, что в ряде случаев необходимо жанровое определение текста, и это касается не только прозаических произведений, но и песен, ибо один и тот же сюжет может быть поэтически оформлен и в повествовательной, и в песенной форме, или произведение может состоять из перемежающихся песенных и прозаических фрагментов.

У жанра могло быть несколько функций, иерархически связанных. Актуализацию той или иной функции определяла не только традиция, но и социально-бытовой контекст. Жанровое мышление носителей фольклора несло в себе не только эстетическое, но и сакральное начало, поскольку слово мыслилось как материальная субстанция, способная влиять на всё окружающее. Жанровое мышление, с одной стороны, обусловливало «чистоту» исполнения, выдержанность традиционных требований (рассказчик мог отказаться изложить известный ему сюжет в форме, например, героического сказания, если он забыл поэтический канон последнего), а с другой стороны, оно в значительной мере регламентировало время, место исполнения, поведение певца, состав слушателей. В целом для фольклора ханты и манси органична локальность и, как следствие, весьма широкий диапазон вариативности, но есть исключения, например, священные мифы, в которых каждое слово считалось особо ценным, имеющим прямую силу воздействия, его нельзя было заменять или опускать. Такие произведения запоминались и передавались в течение нескольких поколений с минимальными вариациями.

Довольно быстро происходили как жанровые трансформации, так и исчезновение целых жанров. Если в конце XIX в. учёные записывали героические песни, насчитывающие несколько тысяч стихов, то в 1935 В. Н. Чернецов писал, что трудно встретить человека, знающего мифы, героические песни, «в большинстве случаев это будут фрагменты разрушившихся сказаний». Во второй половине XX в. ушла из бытования фактически вся мифическая и героическая поэзия, предельно упростился Медвежий праздник за счёт сокращения или исчезновения обрядных песен и др. элементов, ушли в пассивное бытование словесно-музыкальные части свадебных и похоронных обрядов, заговоры, заклинания и т.п. В конце XX в. основу жанровой системы обско-угорского фольклора составляют лирическая песенная поэзия, быт. сказки, несказочная проза во всех её жанровых разновидностях, народная афористика, детский фольклор.

Лит.: Чернецов В. Н. Вогульские сказки. Сборник фольклора народа манси (вогулов) / Под ред. В. Богораза — Тана. — Л., 1935; Авдеев И. И. Песни народа манси / Под общей ред. И. Н. Попова. — Омск, 1936; Лукина Н. В., Шмидт Е. О классификации прозаических жанров в фольклоре обских угров // VIII Всесоюзная финно-угорская конференция. — Устинов, 1987; Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост., предисл. и примеч. Н. В. Лукиной. — М., 1990; Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. — Сургут, 1993.

В. В. Блажес.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Лукина Н. В.
Предметный указатель
Заклинание
Медвежий праздник
Песни обрядовые
Сказки бытовые