Золотая Баба, русское название женского божества, почитаемого финно-угорскими народами: Касум ими, Сорни най. Самое раннее упоминание содержится в Софийской летописи (1398), где сообщается о пермяках, которые поклонялись З. Б. Первое её описание встречено в «Записках о Московии» Сигизмунда Герберштейна (середина XVI в.). На картах Герберштейна она изображена в виде статуи с жезлом в правой руке либо сидящей на троне с горящим факелом в одной руке и ребёнком в др. «Сибирская летопись» С. Ремезова (1697—1710) сообщает о том, как один из атаманов Ермака, Иван Брязга у села Белогорье, близ устья Иртыша, наблюдал «моление» перед З. Б.: люди пили воду из серебряной чаши, в которой стояла отлитая из золота богиня в виде нагой женщины с копьём в руке. После победы отряда Брязги богиня исчезла: её якобы перенесли на Конду. Г. Новицкий писал (1712) о том, что на Конде слышал о З. Б., а в конце XIX в. писатель К. Д. Носилов узнал от кондинских манси, что изображение богини было перевезено в низовья Оби или на Казым.
Наиболее обоснованной является точка зрения о том, что культ З. Б. и сам её образ своим происхождением связан с индоиранским миром и зародился в андроновскую эпоху. Лингвисты полагают, что сам термин «золото» (сорни, сарни) в угорских языках имеет иранское происхождение. Современные ханты и манси утверждают, что З. Б. эпизодически перевозится и хранится в самых глухих местах, которые скрываются от русских. Богиня, по словам очевидцев, выполнена не из золота, а из железного минерала пирита, имеет большие размеры: трое мужчин с трудом поднимают её на оленьи нарты во время перемещения.
В. М. Кулемзин.
|