Культы народов ханты и манси весьма многочисленны и разнообразны. Особенно развиты промысловые культы, связанные с верой в особую сверхъествественную силу животных и духов-хозяев, которые дают охотнику и рыбаку добычу. С промысловым культом связаны культы водного и лесного духов. Особое место занимают К. главных духов-покровителей или божеств — небесного бога Нуми Торума, его жены, покровительницы рожениц Калтащ эквы, их сына Мир суснэ хума («за миром смотрящего», «всадника на коне»), Иолы торум (снежный мир), злого духа нижнего мира, антипода Торума, — Куля, а также помощников — Орт ики, или Мастерко, Ас ики (Обский старик), он же водный хозяин, а также различных племенных духов: Чохрын ойка, Вут ими («Серебряная женщина») и др. Этих духов просили о помощи (кроме Нуми Торума) в особых случаях, не по каждому поводу. Чаще всего обращались с просьбами, приносили жертвы, угощали родовых и семейных духов. Ханты и манси одухотворяли природу, считали живыми деревья, камни, полагали, что человеку подобны животные, птицы, насекомые. Был развит культ животных. Особенно почитались медведь и лось. Почитание лося сильнее было развито у восточных ханты, почиталась и ворона у восточных и западных манси. Деревья почитались как жилище духов. Священными были кедр, лиственница, берёза. Культовые места располагались в лесу. Ханты и манси почитали природные стихии, объекты и явления: гром, ветер, солнце, звёзды, луну, огонь. Они персонифицированы («Солнце-старуха», «Месяц-старик», или «Ночной старик», Най ими — «Огонь-старуха», Най инки — «Огонь-мать» и т.п.), но их изображений не делали. Условно можно считать, что у обских угров был культ природы. Формирование культа предков было связано с культом мёртвых и погребальными обрядами. Веря в возможность реинкарнации (возрождения) одной из душ чел. после его смерти, ханты и манси делали его изображение — вместилище души (иттарма). Изображения особо почитаемых предков, глав родов и семей, шаманов хранили в ящиках, коробках, сундучках в переднем углу. Со временем они превратились в духов-предков и покровителей: их просили о благополучии, угощали, приносили дары. Некоторые сохранялись в памяти потомков под своими именами.
Большое значение для северных ханты и манси имел фратриальный культ, культ предков фратрий — медведя, зайца, лося. Со временем эти фратриальные праздники и культы стали общеплеменными. У ханты и манси известны оригинальные обряды, связанные с оружием. Во время проведения многодневных (вероятно, периодических) праздников или церемоний исполнялись военные танцы. Подобные танцы исполнялись и во время периодического Медвежьего праздника. Эти танцы исполняли мужчины с мечами или саблями в руках. Оружие — свидетельство и результат эпохи военной демократии в истории обских угров. Особое отношение у ханты и манси было к серебру и золоту. В их фольклоре главные духи-покровители всегда перечисляются с эпитетом «золотой»: Сорни Торум (Золотой Торум), Сорни пос, Сорне Санкэ (золотой верхний свет), Сорни Кворыс (Золотой Кворыс), Сорни ун аси (Золотой великий отец). Известен у них и культ Золотой Бабы (женщины). Серебро также широко использовалось в культовой практике: серебряные блюда сасанидского происхождения, полученные в результате обменной торговли, часто имитировали лицо духа. С этой же целью использовались пластины-венчики — серебряные или из др. светлых сплавов, которые изготавливались мастерами в Санкт-Петербурге по заказам купцов. Лицо из таких пластин было у изображения юильской Вут ими.
З. П. Соколова.
|