Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Родство кровное
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Родство кровное

Родство кровное. Северные ханты и манси при обозначении Р. к. используют понятие и рат ёх (хант.), акв рут махум (манс.): «люди одного родства». И рат ёх (рат) включает родственников по крови и свойству. Связанные друг с другом Р. к., как правило, образуют род — сир. Северохантыйский род — сир Серас ёх (Пухлан ёх) включает 3 рат: Тавы пухлан ёх — «Весеннего посёлка народ» (Серасховы), Сус пухлан ёх — «Осеннего посёлка народ» (Серасховы) и Супь Пухлан ёх — «Посёлка на Соби народ» (Тарымовы).

Слово рат (хант.) буквально значит «очаг, место огня в жилище» (у северных ханты — очажный лист, на котором разводили огонь). По представлениям ханты, «людей одного очага» объединял домашний огонь, считавшийся у кровных родственников общим. Члены одного рат могли по традиции передавать огонь очага друг другу. В чужой рат огонь не отдавали. Считалось, что огонь в очаге может сообщить о скором прибытии родственников (своим писком).

Символика родства свойственна представлениям о емын рат (священном огне), к которому запрещалось притрагиваться кому-либо, кроме близких родственников. К очагу людей, чей огонь считался емын рат (чужим), нельзя было близко садиться. У восточных ханты родство того же порядка, что и рат, обозначалось словом пык т — порода. Пык т иногда переводят как «потусторонняя родня», имея в виду умерших родственников. На общих кладбищах северные ханты и манси у каждого рат было отдельное костровое место, и могилы различных рат располагались обособленно друг от друга. У небольших по численности родов могилы выстраивались рядами или радиально вокруг одного кострища. На святилищах общий огонь является свидетельством родства участников ритуала, даже если они принадлежали к различным рат. В этом случае общий огонь означал единство «корня» собравшихся рат. Например, ханты Наковы, Ямру и Родямовы, представляющие собой отдельные рат, считаются связанными Р. к. и относятся к роду Пор авыт ёх. На общем родовом святилище каждый из рат имел свою священную нарту, но огонь при жертвоприношениях они разводили общий. Образ их родового духа Нак ики (Старика-лиственницы) выражает идею связи трёх рат единым корнем: по легенде, Нак ики во время потопа выбрался на берег из водоворота около современного поселка Пароват и сказал: «Ма нэмем Пора» (Моё имя Пора). С тех пор юрты стали называть Пароватом, а в их центре выросло священное дерево — Патан нак («Разветвляющаяся от одного места лиственница»). Корень у лиственницы один, а от её середины расходятся 3 ствола — «ветви» родов-фамилий Наковых, Ямру и Родямовых.

Лит.: Чернецов В. Н. К истории родового строя у обских угров // СЭ. 1947. №6-7; Головнёв А. В. «Свое» и «чужое» в представлениях хантов // Обские угры (ханты и манси). Материалы к серии «Народы и культуры». Вып. 7. — М., 1991.

Е. В. Перевалова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Серасховы
Серасховы
Тарымовы
Предметный указатель
Род
Упоминается в статьях
Кладбище традиционное