Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Промысловые культы
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Промысловые культы

Промысловые культы у ханты и манси, рыболовов и охотников, были очень развиты. Содержанием П. к. является вера в то, что животные, птицы подобны человеку: понимают его речь, могут благоприятствовать и вредить человеку, могут возрождаться после смерти. С этой верой связаны и обряды П. к.: зверя называют подставными именами (медведь — лесной хозяин, дедушка, лось — длинноногий, волк — длинный хвост и пр.), когда собираются на охоту, говорят иносказательно («Идём зверя выслеживать»), спящего медведя перед тем, как убить, будят, перед выстрелом его предупреждают («Вылезай, старик»), перед промыслом окуривают («очищают») ружьё, лук, снасти (первоначально это было рациональное действие: стремление отбить человеческий запах, позднее стало магическим приёмом), кости, череп, рога убитого животного не разбрасывают, а хоронят, чтобы он возродился. Первоначально П. к. были, вероятно, направлены на почитаемых животных, из них выделяли и особо крупных (медведь, лось, олень), перенося на них человеческие отношения и считая их хозяевами остальных зверей. Постепенно образы хозяев превратились в почитаемых духов-хозяев. Вера в духов хозяев зверей и птиц — отличительная черта П. к. Им стали приносить жертвы. Необходимо было выполнять специальные обряды, чтобы умилостивить зверя: «кормили» домашних духов (хлеб, рыбий жир, мясо), убивали жертвенное животное, в лесу делали подарок лесному духу (кусок ткани, монеты, халат), по окончании промысла ему оставляли часть добычи (особенно шкурки зверей-альбиносов, «шестипалых» и пр.) и т.п. Почитались крупные экземпляры зверей, их считали хозяевами медведей, волков, лосей. Для удачи в охоте ханты и манси хранили часть животных и их костей: хвост выдры, стопу медведя, задние лапы зайца, нередко — мордочку, хвост и лапки зверька, надетые на палочку и т.п. Клык медведя охотник носил на поясе как амулет. Особо относились к костям и черепам медведя, лося. Считалось, если собака изгрызёт череп медведя, медведь загрызёт хозяина. Кости животных не дробили, во время еды разбирали по суставам, затем относили в лес. Медвежьи черепа хранили как святыню в сундучке или нанизанными на высокий пень. Считалось, что медведь посылает охотнику зверей. Особые запреты соблюдались по отношению к лосю. Древним обычаем, известным и у др. народов, является и закапывание глаз (лисицы) в землю, иначе, считали ханты, будет неудача в охоте. Особо относились к животным-альбиносам, шестипалым, белке с семью хвостами, «рогатой» щуке, рыбе необычного цвета. Нередко хранили их тушки завёрнутыми в тряпки, которые периодически меняли, и кормили. С просьбой дать рыбы, зверя обращались к воде, мысу, дереву. На дерево привязывали лоскут ткани. Просили об этом и домашних духов, кормили их, забивали жертвенное животное. Существовали многочисленные приметы и табу (запреты), связанные с промыслом: нельзя чистить рыбу железным ножом, есть горячим мясо первых уток, самому поднимать добычу (её поднимал идущий следом), хвастать удачей на охоте и др. Для П. к. характерна также вера в духов-хозяев животных, у обских угров это лесные духи унху, в отношении рыб это Куль. Периодически, особенно в начале промыслового сезона, им устраивают моления, приносят жертвы. У ханты и манси духу воды Кулю приносили в жертву телёнка, мясо его съедали, шкуру и кости бросали в воду. В подчинении лесного духа (хант. Унт тонх, Ур менк Вонт ики — Урманный старик) были все звери, кроме медведя и лося. Он имел человеческий облик. Для удачи в промысле ему приносят кровавую жертву (барана, овцу, петуха, даже жеребёнка) и лоскут ткани на дереве. На Васюгане такой дух Вонт юнк кан (дух-хозяин чащоб) превратился в помощника небесного бога. Делали его изображение, его помощники — сова и щука. У манси лесной дух (Вор пупи — лесной дух, Вор анчух — лесной старик) также даёт добычу охотнику. На Югане рядом с охотничьей избушкой ставили шалаш из веток и вечером клали в него угощение лесному духу. Рыбным промыслом ведал водяной дух (хант. Енк тонх, Енк лунг, Енк хон ике — Водный хозяин-старик, манс. Вит хон — водный господин, Вит ялпин пупи ойка — Водный священный дух-старик). Его просили о промысле, бросали куски ткани в воду, забивали ему оленя, бросая шкуру в воду. Сургутские ханты забивали овцу или телёнка, шкуру набивали сеном, во время ледохода бросали её под лёд, приговаривая: «Возьми, Енк ики, и пошли нам рыбы». Пимские ханты бросали монеты, лили чай в глубокие ямы в устье речки. Ханты на Средней Оби (александровские) перед началом промысла бросали в воду котёл с просьбой дать больше рыбы. На Иртыше говорили, что водяной даёт много рыбы тем, кто ему жертвует, а другим — только чтоб прожить. Лесной и водяной духи подчиняются Торуму и его помощникам. Ещё одна особенность П. к. — вера в воскресение зверей после смерти. У животных, как и у людей, душа бессмертна и способна возродиться. Для этого надо совершить магические обряды (по отношению к черепам, шкурам убитых животных).

З. П. Соколова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Топографические ориентиры/Васьюган р.
Топографические ориентиры/Иртыш р.
Топографические ориентиры/Средняя Обь р.
Топографические ориентиры/Юган р.
Предметный указатель
Жертвоприношение
Запреты
Амулет охотника. Череп выдры. Восточные ханты (р. Пим). ХХ в. Сургутский краеведческий музей