Жертвоприношение, обряд подношений даров сверхъестественным существам, один из основных видов культовой практики обских угров. Согласно традиционному мировоззрению ханты и манси, это единственный способ добиться расположения духа или божества. Ж. (хант. — поры, пурлы; манс. — пури: бескровное Ж.; хант., манс. — ир, йир: кровавое Ж.) может быть индивидуальным или коллективным — при участии и руководстве жреца или шамана. Жертвами являются домашние животные (олень, лошадь, бык, баран, петух). Дикие животные являются собственностью духов или божеств, которые по этой причине не испытывают в них надобности. Исследователи сходятся во мнении о сравнительно недавнем включении рогатого скота в число жертвенных животных. Ж. осуществлялось перед охотничьим и рыболовным промыслами, во время болезни или эпидемии, при посещении духа-хозяина местности, реки, покровителя рода и в других случаях. Во время бескровного Ж. предполагалось, что жертвуемый, божество и присутствующие участвуют в совместной трапезе.
Кровавое Ж. предполагало отправление животного божествам, поэтому струя крови при заклании должна идти в сторону предполагаемого обитания божества. Шкура жертвенного животного с головой и копытами вывешивалась на наклонную жердь или дерево — йирэн юх. Иногда её хранили в лабазе, однако уже в ХIХ в. распространился обычай хранить её три или семь дней, а затем продавать. В прошлом был распространён обычай посвящения животного какому-либо божеству. Такое животное требовало к себе заботливого отношения, доживало до старости, а затем забивалось. На Васюгане жизнеподательнице Анки пухос посвящали лошадь белой или пегой масти, ханты Казыма посвящали Калтащ анки лошадь или оленя.
К Ж. животных по значимости приравнены Ж. вещей, среди них особое место занимают цельные шкурки пушных зверей. Однако они рассматривались как материал для изготовления одежды духа и уже в начале ХIХ в. стали заменяться тканью. Иногда духам, божествам и Богу жертвовалась одежда в виде халатов из ткани (от миниатюрных до громадных). Как правило, это осуществлялось в тех же местах, где вывешивались шкуры лошади. Ж. для божеств состояли из предметов первой необходимости: стрелы или детали снаряжения, копья, мечи, котлы, глиняные горшки и др. Однако Ж. духам никогда не являлись средства передвижения: считалось, что существам более высокого ранга, чем человек передвигаться не составляет труда. Особую группу составляют Ж. в виде металлических предметов, зеркал, монет, серебряных тарелочек, колоколец-шаркунцов, бус, низок бисера. Такие вещи оставлялись в берестяных куженьках или деревянных сундучках, хранимых в местах предполагаемого обитания духов. В источниках имеются указания на наличие в далёком прошлом человеческого Ж., что было проявлением фетишистской концепции, уравнивающей человека с миром вещей.
В. М. Кулемзин.
|