Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Запреты
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Запреты

Запреты, традиционные религиозно-этические нормы, регламентирующие нравственную жизнь ханты и манси. Их можно свести в следующие функциональные группы: 1. Защита трудовой деятельности. 2. Защита огня и жилища. 3. Сбережение орудий труда и оружия. 4. Защита слабых: женщин, детей и стариков. 5. Охрана важных лиц: вождей и жрецов. 6. Защита от опасностей, связанных со смертью. 7. Ограничения относительно отдельных видов пищи. 8. Запреты и ограничения, связанные с особо важными актами личной жизни и общественного быта: инициациями, браком, половым актом, родами и т.п. 9. Защита общественной и личной собственности. 10. Запреты, связанные с человеческим телом. 11. Запреты по отношению к природе, включая животных.

Ярко выраженной чертой традиционных З. является их органичная связь с религиозными представлениями. Множество З. обских угров уходит своими корнями в глубокую древность. В современной жизни они выполняют роль регуляторов взаимных родственных отношений с окружающим миром. У ханты и манси нравственные установки, З. выражались различными терминами в зависимости от их содержания и от ситуации. Наиболее универсальный термин: хант. — ем, емн, манс. — ялпын: священный. Он наиболее близок понятию табу. В повседневной жизни пользовались терминами: хант. — ан рахал, манс. — ат тай: нельзя; хант. — атм, манс. — люль: плохо; хант. — ям, манс. — емас: хорошо; хант. — карэк, манс. — карек: грех; хант. — наклат: сотворить что-то недозволенное (в смысле: грешно). Иногда для усиления хант. — ан рахал, манс. — ат тай: нельзя добавляли термин хант. — ем, манс. — ялпын: свято. Эти выражения согласуются с нравственными понятиями, которые предписывают соблюдение целостной системы запретов в традиционной культуре обско-угорских народов. По этническим представлениям ханты и манси, игнорирование З. могло нанести вред человеку, нарушить гармонию его жизни, стать причиной различных форм наказания, например, о людях, у которых болят ноги, говорили, что они наказаны за то, что ходили по запретной местности. З. и наказания делились по степени значимости. Основными считались социально-значимые З., например религиозные. За их нарушение человек нёс исключительное наказание. Человек мог отвести от себя беду или уменьшить степень наказания, совершив искупительные обряды: очищение, жертвоприношение, молчание, приклады и т.д. При этом жрецы, предсказатели устанавливали степень вины и форму искупления. За нарушение незначительных З., касающихся одного индивида, достаточно было провести определенные ритуальные действия (например, очищение над огнём) или произнести слова-заклинания: женщине, например, нельзя наступать на одежду, а она случайно наступила — одежда в этом случае очищается над огнём, вращаемая несколько раз по ходу Солнца. Нельзя шить на себе одежду, но закусив край одежды, можно шить. Нельзя проходить под скрещенными деревьями, но если невольно нарушается этот З., нужно произнести: «Ма нумлта, нан илта» (хант.), «Ам нумыл нан елыл» (манс.): «Я — сверху, ты — снизу». В этом случае считается, что запрет не нарушен. При таких действиях важно, что человек осознаёт степень вины и сам регулирует свои отношения с окружающим миром.

По этическим представлениям ханты, наказания за нарушения З. безнравственных поступков нёс нарушитель и вся его семья. Наказания выражались в форме болезней, необъяснимого поведения человека и даже в смертельных исходах. Важное значение в системе З. играли пол и возраст человека. По половому признаку различались З. для мужчин, женщин, мальчиков, девочек, беременных женщин. По возрасту — З. для новорождённых, грудных детей, подростков младшего и старшего возраста, совершеннолетних, взрослых членов семьи, пожилых людей. Некоторые З. распространялись на определенной территории, они в основном были связаны с соблюдением табу по отношению к животным, птицам или рыбам. Например, одним женщинам нельзя разделывать и есть в сыром виде налима, другим — щуку. Кому-то нельзя есть селезня, но живущим на др. реке его можно есть. Выработанная за долгий исторический период система З. и нормативных установок была направлена на формирование нравственных устоев общества, семьи, воспитание молодого поколения.

Лит.: Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. — Томск, 1984; Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов. — Томск, 1994; Лапина М. А. Этика и этикет хантов. — Томск, 1998.

М. А. Лапина.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Предметный указатель
Жертвоприношение
Упоминается в статьях
Избегание
Мужская половина дома
Очистительные обряды
Песни дорожные
Промысловые культы