Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Сказки священные
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Сказки священные

Сказки священные. Их рассказывали только мужчины, знали немногие, их не могли слушать представители другой нации. У манси сложился специфический обряд исполнения. Помещение, где должен был исполняться священный миф, специально готовили. Почтенные мужчины занимали места в передней части, рядом со сказителем, остальные — оставшиеся свободные места. Ведущий вечера или помощник сказителя разводил костёр в очаге, поджигал чагу, ставил её в чашке в передний угол, клал на стол нож в передний угол остриём, а иногда рядом с ним — монету. Присутствующие должны были сохранять молчание во время церемонии. Сказания о возникновении земли (плодородной почвы) и жизни на планете Земля женщины слушали только до середины, а затем их вежливо просили покинуть помещение. Они послушно удалялись вместе с девочками-подростками. Не допускались дети до 8 лет, чтобы не нарушать тишины. Если исполнитель рассказывал длинную сказку или несколько сказок подряд, он сначала сидел, а затем занимал полулежачее положение, многие мужчины следовали его примеру. Сказание проходило в полумраке или в темноте, если не было огня в чувале, либо при слабом свете Луны, проникавшем через окно. Возможно, это делалось потому, что отсутствие освещения усиливало воображение слушателей. Сказители удивительно тонко разбирались в психологии своей аудитории. Если сказитель находился в трауре, его никогда не просили рассказывать сказки, он не пел песни, не принимал участия в представлении на Медвежьем празднике, но мог присутствовать как слушатель. Сказания с мифическими сюжетами наводят на мысль, что Земля, Солнце и Луна были как таковые до появления человеческого разума, человек не является свидетелем того, как они появились. В одном из преданий говорится, что Мосьнэ по совету Порнэ снимает с неба Солнце и Луну и заносит их в дом, прикрепляет их у своих нар, где она занимает место в доме. Её свёкор Усын отыр ойка выходит на улицу — полный мрак, туда ткнётся, сюда ткнётся, без Солнца и Луны нет пути, нет жизни. В фольклоре народов манси Солнце — женщина, Луна — мужчина-охотник. У него есть собака — это звезда Венера. Она то приближается к нему, то отдаляется. Солнце и Луну манси не причисляют к духам, не почитают как покровителей, для них нет изображения. Такое же отношение к земле, которую нельзя трогать острым предметом. Она была до появления человека, покрытая глубоким слоем воды — Мировым океаном. По данным мансийских мифов, жизнь на планете Земля заложили небожители. После рождения сына-человека жена и муж (небожители) отправляются в небеса, как бы в знакомый им мир.

Е. И. Ромбандеева.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Предметный указатель
Медвежий праздник
Упоминается в статьях
Жанры мансийского фольклора