Фольклор хантыйский и мансийский. До 1930-х Ф. был фактически единственной формой хранения и передачи мифо-исторической, суеверно-религиозной, этико-эстетической, архаико-языковой информации. Обские угры воспринимали эту информацию как достоверную, что характерно для носителей архаического Ф. Играя важную роль в жизни охотников, рыболовов, оленеводов, Ф. выполнял эстетические, познавательные, воспитательные, магические, религиозные, обрядовые, этикетные функции. У обских угров каждый жанр имеет ряд функций, которые находятся в состоянии иерархической выстроенности, появляются при исполнении в конкретной бытовой и исторической ситуации. При изменении последней возможна перестройка функциональной иерархии и перемещение в доминирующую ранее второстепенной функции. На время письменной фиксации фольклорных произведений обских угров (вторая половина XIX — начало XX вв.) Ф. предстаёт как архаическая, эстетическая функция, главенствующая в поэзии пестования и материнства, в песенной лирике, народном комизме. Мифорелигиозная функция эпических и обрядовых жанров сохраняла доминирующее значение почти до 1930-х, основу Ф. составляли, во-первых, ранний эпос, включающий мифы, мифического сказания о верховных божествах, первотворениях и свершениях культурных героев, во-вторых, богатырские сказки, героические сказания, песни о жизни и подвигах богатырей-первопредках, в-третьих, все остальные формы первоначального синкретического творчества, напрямую связанные с семейно-родовой мифологией и бытовой практикой охотников и рыболовов. Таёжный, полуоседлый, семейно-родовой образ жизни, обширность территории проживания обусловили, с одной стороны, массу хантыйских и мансийских диалектов, различающихся настолько, что носители одного языка не могут общаться, а с другой — узколокальный характер фольклорных произведений. Эта особенность Ф. проявляется во всём: от наименования героев (например, имя бога имеет более десяти вариантов) до сюжетно-тематического уровня. В последние пять-шесть десятилетий Ф. обских угров претерпел существенные трансформации: иерархия жанров упростилась за счёт отмирания магических, религиозных функций, информативная функция для носителей Ф. перестала играть главенствующую роль, появилось влияние литературной поэтики, что особенно ощутимо в песенной лирике.
В. В. Блажес, Е. И. Ромбандеева.
|