Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Сказание
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Сказание

Сказание, устное мифическое или героическое повествование, рассказанное с установкой на достоверность, правдивость и с сакрально-информационной целью. С. обских угров близки по жанру к мифическим и героическим сказкам. С. считались священными, поэтому их исполнение было ритуализированным. В научной литературе XIX — начале XX в. С. обских угров часто называются былинами, сагами, былинными песнями и т.п. В последние десятилетия утвердился термин «сказание». С учётом народной жанровой классификации можно выделить йис моньсь (хант.), ялпын мойт (манс.) — старинное или священное С., и тарнын моньсь (хант.), алхантэ мойт, тэрнын мойт (манс.) — героические или военные С. В содержательном плане мифические С. весьма противоречивы. В них поразному освещается возникновение Земли, появление человека, животных, растений, структура Вселенной. Так, создателем всего сущего может быть верховный бог Нум Торум, но могут фигурировать также муж и жена, жившие ещё до сотворения Земли на тундровом холме. Он осмысляется как некий центр, вокруг которого возникает Земля, а муж и жена — как «люди первоначальной Земли», прародители, но они могут отождествляться с Торумом и прародительницей Калтась. В других мифических С. возникновение первой опоры связывается с волей сына Нуми Торума: он выплёвывает мокроту, и она, затвердев, превращается в тундровый холм; на нём он начинает жить, варить пищу, отсюда отправляет двух гагар доставать землю со дна океана. Одна из них «вызвала» мёртвый мир, побывав в нём, а другая после семилетнего пребывания в воде приносит на крыльях живую землю, которая становится «каменистой землёй». Облик гагары, достающей землю со дна океана, может принимать Куль отыр — бог подземного мира, властитель злых духов-кулей, болезней, создатель червей, комаров и всех пресмыкающихся. Подобная вариативность характерна и для представлений о мироустройстве, отражённых в мифических С. Они доносят сведения как о вертикальном, так и горизонтальном членении мира. Показательно, что вертикальное членение Вселенной сопряжено в С. с моральным аспектом: небесный мир — Торум, в нём живут носители доброго начала, земной — Мув (хант.), Ма (манс.), в нём живут люди, а также добрые и злые существа, и подземный мир — Кали торум (хант.), Хола ма, ёлы торум (манс.) — является обителью только злых существ. Небесный мир может делиться на 3 части, а у васюганских ханты и манси было представление о семиярусном небе. У манси и северных ханты в подземном мире также выделялись 3 яруса, причём второй и третий были высотой в собачий хвост и в палку, с помощью которой управляют ездовыми оленями. Верховный бог Нум Торум также называется по-разному: Ун Торум, Санки Торум (хант.), Яныг Торум, Войкан Торум, Сорни пос (манс.) и т.п. Нум Торум — могущественный небесный демиург, он возглавляет пантеон главных божеств, к числу которых относится богиня земли Калтась анки, Мых ими (хант.), Калтась эква, Ма Анква, Йолы Торум сянь (манс.), а также хозяин мира мёртвых Куль, Кын лун (хант.), Куль отыр, Хуль отыр (манс.). Все боги фактически являются родственниками, по крайней мере, в мифологии вполне определённо обозначена тенденция к родственому сближению божеств. В героическом С. доминируют 3 темы: поиски и захват невесты, борьба с иноплеменниками, покушающимися на семью, род, и месть за своего предка. Иногда эти темы разрабатываются в одном произведении и попутно освещаются другие темы, например, возникновение того или иного рода, свершение того или иного культового подвига. Поэтому героические С. могут быть пространными, даже композиционно аморфными за счёт включения дополнительных сюжетных ходов. Тема героического сватовства является магистральной для этих С. Главный герой С. — настоящий богатырь. Родившись, он сразу же показывает свою силу: последовательно «разметает» берестяные, деревянные, железные колыбели, растёт в день на ширину ладони или быстрее. Первый богатырский подвиг иногда выглядит как публичное испытание, например, метание камня семпыр (плотный кожаный мяч величиной с голову) или запуск стрелы, которая падает в море и оказывается унизанной рыбой, поэтому он получает имя «Богатырь с вертелом для весенней сушки рыбы». Кроме богатырской силы герой обладает рядом других особенностей. Он ощущает свою органическую связь с верховным божеством и оказывается одним из детей Нуми Торума и родоначальником какой-нибудь территориальной группы ханты или манси. Он обладает трансформационными способностями, приобретя вид птицы или зверя, в то же время он может чудесным образом влиять на людей и предметы, например, уменьшить дом вместе с невестой и положить в карман, а вернувшись домой, бросить на землю, и дом с девушкой принимает обычный вид. У богатыря могут быть чудесные помощники и чудесные предметы для преодоления преград и достижения победы над врагом. Непременным атрибутом богатыря является его боевое вооружение, без которого он практически теряет свою сущность. Поэтому в С. много внимания уделяется кольчуге, «панцирю», мечу, луку, стрелам. Даже женщина, надев кольчугу, приобретает богатырские качества. Богатырь всегда устремлён на врагов, предстающих в виде реальных людей или фантастических каменноглазых богатырей, двуликих рукастых чертей подземного мира или водяных мамонтов и юров, перекрывших Обь и пожирающих людей, или иных чудовищ. С побеждённого врага снимался скальп, иногда съедалось сердце, но если он униженно покорялся, ему даровалась жизнь — богатырь способен на великодушие. В немногих С. в роли богатыря действует женщина. По своей сути она типологически совпадает с мужчиной-богатырём. Ещё одна важная особенность богатырей — их поэтический дар. Один из героев — бог войны Хоп Торум, фигурирующий в С. как внук богатыря Невелички, говорит: «Мне богатства не надо. Мне бог мой, отец мой, велел песню нести в народ, сказку нести в народ». Неслучайно некоторые героические песни исполнялись от первого лица. По народным преданиям, сами богатыри, вернувшись из похода, слагали песни и С. про подвиги свои, братьев и родственников, поэтому произведения и дошли до населения.

Лит.: Гондатти Н. Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири. — М., 1885; Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатыри по былинам и сказаниям // Живая старина. 1891. Вып. 3, 4; Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост., предисл. и примеч. Н. В. Лукиной. — М., 1990.

В. В. Блажес.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Предметный указатель
Калтащ (калтась)
Микола Торум
Упоминается в статьях
Бауло А.В. Небесный всадник (жертвенные покрывала северных хантов)
Зверь мамонт
Песни обрядовые
Сюжет в фольклоре обских угров
Фольклор хантыйский и мансийский