Обувь традиционная (национальная). Обувь обские угры шили из кожи, меха, ровдуги, в качестве дополнительного материала использовалось сукно. Выбор материала обусловлен временем года и назначением обуви. У обских угров выделяется три основных типа О. т.: башмаковидная, поршневидная, с союзками (унтовидная). Мужская и женская О. т. различалась по украшениям, способам крепления. Существовали запреты на использование для женской О. т. некоторых материалов. Характерная особенность хантыйской обуви в целом — большая (по сравнению с мансийской) степень орнаментированности, а также прямой срез верха голенища высокой О. (за исключением унтовидной). У мансийской О. т. этот срез косой. Наибольшее распространение имела башмаковидная О. т. (общее название манс. — няра, хант. — нир). Наиболее простой вариант — головка, пришитая к подошве (т.н. чирки). Головку этой О. т. делали из покупной кожи, шкуры лося, подошву — из кожи, шкуры лося или оленя. Головка доходила до щиколотки, вверху по краю к ней пришивалась кулиска из ткани, через которую проходил шнурок-завязка. Такая женская О. т. расшивалась разноцветным бисером. Варианты О. т. из шкуры лося дополнялись коротким или длинным голенищем из прочной ткани. Высокую головку (до середины голени) делали из шкуры оленя мехом внутрь или наружу. К ней пришивали голенище из сукна, ровдуги или полос камуса. Такую О. т. носили мужчины. Ханты головку башмаковидной О. из шкуры оленя мехом внутрь украшали узором, нанесённым краской и обшитым по контуру подшейным волосом оленя. В технике ровдужной мозаики выполнялась вставка между головкой и голенищем. Иногда краской наносили узор и на ровдужное голенище. О. т. с данным способом орнаментирования была характерна для восточных ханты. Башмаковидная О. т. крепилась с помощью завязок, которые обматывались вокруг щиколотки либо голени или подвязывались под коленом, крепились к поясу. Носили её с вязаными шерстяными орнаментированными или суконными чулками. Стельки делали из чёсаной травы. Поршневидную О. т. (манс. — совъя вaй, сев. хант. — нюки вей, вост. хант. — нюр, нир) носили в тёплое время года. Она бытовала у северных групп обских угров, а также у правобережных восточных ханты. Эта О. т. состояла из подошвы, которую выкраивали из шкуры оленя, лося, коровы, высокого ровдужного голенища и клиновидной вставки, закрывающей пальцы, подъём ноги и острым углом входящей спереди в голенище. Сбоку между поршнем и голенищем вшивались петли, через которые проходили ровдужные завязки. С их помощью О. т. крепилась на щиколотке дополнительной завязкой — вокруг колена (мужская) или привязывалась к поясу (у женщин — к нательному). Вставку и петли окрашивали в красный цвет. Красные полосы проходили также по низу и верху голенища. У ханты бытовала обувь, украшенная геометрическим орнаментом, нанесённым краской. О. т. третьего типа целиком делалась из оленьего меха: на подошву шли щётки — камус или шкура со лба (последняя — для мужской О. т.), голенище составляли из полос камуса, между голенищем и подошвой располагалось несколько вставок и союзок. В верхней части голенища имелся ремешок для крепления О. т. к поясу, для мужских вариантов существовали подвязки с кистями, плетённые из разноцветной шерсти (подвязывались под коленом). Украшалась О. т. за счёт чередования деталей из светлого и тёмного меха, кантов из разноцветного сукна, расположенных в швах. Хантыйская О. т. украшалась в технике меховой мозаики. Камусную О. т. носили с длинными чулками из оленьего меха. Её заимствовали от ненцев. Носили эту обувь зимой, а у северных групп (О. т. с вытертым мехом) — летом. Камусную, в частности, надевали в дорогу. Хранили О. т. в специальных мешках или повесив на шесты, на гвозди. Особых правил хранения требовала женская О. т. В конце XX в. О. т. практически не бытует. Она сохраняется лишь в глухих районах, а также у оленеводов, охотников. О. т. — обязательная деталь современного праздничного костюма.
Лит.: Лукина Н. В. Формирование материальной культуры хантов (восточная группа). — Томск, 1985.
Е. Г. Фёдорова.
|