Материальная культура манси, развивалась во взаимодействии культур таёжных аборигенов (охотников и рыболовов) и пришедшего с Ю. скотоводческого населения, с уграми.
Из-за длительного проживания в таёжной зоне в культуре манси стали преобладать элементы и явления, характерные для охотников и рыболовов тайги. Это орудия запорного рыболовства, рыболовные крючки и остроги, виды охотничьих ловушек, орудия кедрового промысла, двуручный скребок для обработки шкур, лодки-долблёнки, лыжи, прямокопыльные нарты, езда на собаках, углублённое в землю жилище, некоторые виды сезонных и временных каркасных сооружений, свайные постройки, использование шкурок птиц и пушных животных для шитья одежды, глухая одежда с капюшоном (парка, гусь), обувь няра и поршневая, женский пояс-повязка, использование дерева, бересты, рыбьих кож для изготовления утвари, долблёные блюда, ковши (ручка завершается скульптурным изображением птицы или головы лося), циновки, ведущая роль рыбы в пищевом рационе у большинства территориальных групп. В целом этот комплекс можно рассматривать как субстратный и для других народов Западной Сибири. Культурный комплекс, связанный с южными скотоводами, особенно сложен в плане выявления его корней: до сих пор достоверно не установлено, какая из археологических культур может быть связана с древними уграми. Скотоводческое население обитало в лесостепной и южнотаёжных зонах еще в эпоху бронзы. Предполагают, что здесь могли происходить контакты древних угров и иранцев, от которых угры заимствовали ряд элементов и явлений, проявившихся позднее в культуре манси. Их характерная особенность в том, что они плохо соответствуют таёжной среде. Сходство с культурами народов, обитающих на значительном расстоянии от манси, объясняется либо общностью происхождения, либо близким сходством в глубокой древности. Южные элементы проникали в культуру манси также опосредованно — через тюркоязычное население, с которым манси соседствовали в южной части своего ареала несколько столетий, начиная с середины I тыс. н. э. К культурному комплексу, связанному с южным скотоводческим населением, принадлежат предметы, относящиеся к верховой езде на лошадях, коновязные столбы, металлические орудия труда, изготовления средств передвижения, скребок с развилкой для обработки шкур, ткачество, использование овчины, тканей, бисера как материалов для одежды и украшений, распашная одежда, плетёный и наборный пояса, использование сукна для чулок, вязание из шерсти, вышивка шерстяными нитками, платок и обычай избегания, головные повязки, форма бисерных украшений, мужская причёска в виде двух кос, употребление хлеба и конины. В результате более поздних контактов с тюркоязычным населением у манси оказались предметы, связанные с ездой на лошадях, верхняя распашная одежда из сукна, женская безрукавка, съёмный воротник, туес, комплекс предметов, связанный с употреблением табака, детская колыбель с основой в виде рамы, мозаичные покрывала из ткани, войлочные ковры и подстилки из конского волоса. Одной из нерешённых до настоящего времени является проблема появления у манси срубного жилища. Оно было известно их предкам задолго до прихода русских и может быть включено в один из комплексов южного происхождения (иранского или тюркского).
В сфере М. к. чётко выражаются заимствования у ненцев, поскольку к названиям таких предметов добавляется определение «ненецкий». К заимствованиям от ненцев относятся чум, косокопыльная нарта т.н. самодийского типа, упряжное оленеводство, аркан для ловли оленей, оленьи шкуры и ровдуга как материал для одежды, малица, камусная обувь, приспособление для подвешивания котла над огнём, мешки из оленьего меха, нож для чистки рыбы, блюда из оленьего мяса. Влияние ненецкой оленеводческой культуры было достаточно поздним (не ранее XIV в. и не позднее XVIII в.). Наиболее заметно присутствие ненецкого комплекса в культуре уральских, ляпинских и верхнесосьвинских манси.
В течение длительного времени манси находились в тесных контактах с коми-зырянами. Ряд элементов культуры, восходящих к двум основным комплексам, мог проникнуть в культуру манси именно от коми. От коми манси заимствовали один из типов лодок, сани для езды на лошадях, детали конской упряжи, мужскую шапку из оленьего меха, один из типов женской обуви, варианты покроя в деталях одежды. Благодаря контактам с русскими в культуру манси вошли и предметы, связанные с русской культурой, и урбанистические, этнические, нейтральные формы культуры: новые орудия труда и технологии, виды одежды и утвари, продукты питания. Дальнейшее развитие получила строительная техника.
На протяжении XX в. М. к. манси полностью изменила свой облик, что вызвано не только изобилием привозных товаров, функционально соответствующих традиционным, но и изменениями социально-экономической ситуации: потребность во многих элементах и явлениях традиционной культуры перестала существовать. К концу XX в. остались лишь те предметы, замена которым не найдена. Они функционируют в сфере хозяйственных занятий: некоторые орудия труда (аркан, охотничьи и рыболовные ловушки и др.), средства передвижения (лыжи, лодки, нарты), производственная одежда и обувь охотников и оленеводов. Много традиций сохранилось в сфере питания манси, хотя и она претерпела значительные изменения. Предметами традиционного обихода пользуются некоторые пожилые манси. Во многих домах старинные вещи, или сделанные по их образцам современные, служат украшением жилища. Больше всего традиций сохранили манси, проживающие в верховьях рек, особенно Пелыма и Лозьвы. Практически полностью утратила национальную специфику М. к. манси, проживающих на Оби, в низовьях Северной Сосьвы (северная группа), а также культура кондинской группы.
Лит.: Соколова З. П. Материалы по жилищу, хозяйственным и культовым постройкам обских угров // ТИЭ. Новая серия. 1963. Т.84; Источники по этнографии Западной Сибири. — Томск, 1987.
Е. Г. Фёдорова.
|