Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Суседки
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Традиционная культура русских старожилов

Суседки

Суседки, распространенное в русской традиции Тобольского Севера название домашних духов, «хозяев» дома, двора, бани (см.: Демонология). В представлениях сургутских старожилов С. были исключительно женского рода и различались по месту пребывания: «избна суседка» (или «домова суседка»), «скотска суседка», «банна суседка». Местонахождение «избной» С. — жилая изба. Существование С. проявляется прежде всего в ее отношении к обитателям дома (как к людям, так и к животным): одних она любит, и тогда их всюду сопровождает удача, а других — нет, и тогда их ждет «незадача» во всем. Знак расположения С. — косы, которые она заплетает избраннику по ночам. Их нельзя ни состригать, ни расплетать, иначе расположение С. изменится, и она может отомстить. Того, кого С. не любит, она мучит по ночам, «тряся до поту». С., как вообще домовому в русской традиции, приписываются функции предсказания: если С. «наваливается» во сне на человека, ее надо спросить, «к добру» или «к худу». В ответ С. «продует» в ухо холодным или теплым дыханием («К худу, к худу, к худу» или «к добру»). По представлениям сургутян, С. имеет обыкновение «вертеть» кур, которых зимой держат в подполье (куры начинают биться, махать крыльями, пытаться летать). Для избавления от этого существует ряд магических действий: выпекаются маленькие круглые «караваешки» хлеба, втыкаются на лучину и засовываются под печь (обрядовое «кормление» С.); к ногам кур привязывают барсучью шерсть; бросают в курятник ножик, чтобы С. обрезала лапы; окуривают «верченых» кур разными способами. Обряд предохранения кур от С. включен в систему народного календаря: здоровых кур в Спиридонов день (12 декабря) надо посадить под кадку, и С. не тронет их в течение года. Представления о С. в традиции сургутских старожилов актуальны в контексте строительных обрядов. При «окладке» (закладке) нового дома в «гнездьях», вырубленных в бревнах для укладки на них поперечных бревен, делали углубления во всех углах и клали в них кусочек хлеба, маленький камень и немного денег. Как в самой традиции, так и в научных интерпретациях эта форма «строительной жертвы» может истолковываться как дань С. В передний угол будущего подполья устанавливали цельную, с корнем, «кедринку» (небольшой молодой кедр) с приговором: «Вот тебе, мать-суседушка, теплый дом и мохнатый кедр». «Кедринка» считалась основным местом пребывания С. и не должна была никогда выбрасываться. Согласно общерусской традиции, при переезде в новый дом совершают обряд «перевода» домового; в сургутской традиции С. приглашают словами: «Матушка-суседушка, пожалуй с нами в новый дом». С. — существо обычно невидимое; ее появление перед человеком в каком-либо облике предвещает несчастье. Согласно сургутским быличкам, С. — маленькая, круглая, как клубок, мохнатая, с человеческим лицом, с красной жесткой короткой шерстью, не имеет рук и ног (или имеет детские ручонки), при этом она очень тяжелая, «пуда в три весом»; она быстро «укатывается, как шар» и исчезает.

По представлениям сургутян, «скотска суседка» живет в загороди и является «хозяйкой» над всей скотиной, находящейся там. Как «домова суседка» — обитателей избы, так «скотска суседка» любит одних животных, а других — нет. Те лошади или коровы, к которым С. благосклонна, сыты и здоровы: С. может воровать для них из чужих загородей сено, заплетать косы, которые тщательно сохраняются хозяевами и никогда не распутываются. На той скотине, которую она не любит, С. ездит по ночам, изматывает и мучает ее. Обрядовое «кормление» (вариант жертвоприношения) С. совершается в Великий четверг (маленькие круглые хлебцы кладут в загороди под матицу) и в отдельных случаях немилости С.: хлебцы, посыпав солью помещают в то же место со словами «Матушка-суседушка, вот тебе хлеб да соль — полюби нашу скотинушку». Если «кормление» не достигает цели, прибегают к оберегам: к узде у лошади пришивают барсучью шерсть. «Кормление» С. совершают и при переводе скота в новые загороди. «Банная суседка», в отличие от «избной» и «скотской», причиняет человеку только зло. Баня в сургутской традиции считается страшным местом, куда ни днем, ни ночью не ходят в одиночку. Согласно многочисленным быличкам, обычное действие С. — «запаривать» в бане до смерти. Это происходит, если последний из тех, кто мылся в бане, выливает на себя всю воду. Для С. надо оставить в кадке немного воды со словами: «Вот тебе, мать-суседушка, водица, мойся и парься в теплой баньке». Существует представление и о «худом» «третьем паре»: если пойти в третью смену в баню в одиночку, может явиться С. и «запарить». С. является обычно в виде знакомого или родственника, пришедшего в баню помыться; может принимать и свой истинный «мохнатый» вид. К группе С. — домашних духов — примыкает «земляная суседка», сведения о которых в источниках крайне скудны и расплывчаты. Предположительно, она обитает в огородах. В сургутском речевом обиходе формула «земляна суседка» использовалась как устойчивое сравнение с негативным смыслом: «будь она проклята, так страшна — настоящая земляна суседка».

Лит.: Неклепаев И. Поверья и обычаи Сургутского края // Обряды, обычаи, поверья: Сборник статей. — Тюмень, 1997.

О. Р. Николаев.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Топографические ориентиры/Тобольский Север
Предметный указатель
Быличка
Великий четверг
Демонология
Упоминается в статьях
Вечерки
Демонология
Жилище традиционное русских старожилов
Скотоводческая обрядность у русских старожилов
Хлеб