Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Вещица
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Традиционная культура русских старожилов

Вещица

Вещица, демонологический персонаж женского пола, посредник между миром людей и миром нечистой силы, ведьма, колдунья, ворожея. В представлениях русских старожилов Тобольского Севера, В. имеют четко ограниченный диапазон «нечистых» функций: по ночам они превращаются в сорок (сорока — один из обычных обликов ведьмы в русской традиции), летают и вынимают у беременных женщин недоношенных детей (у коров — телят), которыми питаются, изжаривая их на огне. В. также могут приносить вред и мужчинам, насылая на них «сухоту» и «тоску». В. могут быть женщины разного возраста, но только замужние. В. влетает в нужный дом всегда под передний угол; принимает человеческий облик (чаще — повивальной бабки, которая «правила живот» у этой женщины); напускает на женщину глубокий, «мертвый» сон. Вынув ребенка, В. взамен него вкладывает в утробу не влекущий особых последствий кусок хлеба (если не имеет никакого зла на беременную женщину), кусок льда или «голик» (веник с осыпавшимися листьями), что вызывает длительные и мучительные боли. Иногда В. вкладывает в женскую утробу чужого мертвого ребенка, что обнаруживается только при родах. После посещения В. женщина уже никогда больше не сможет забеременеть. Аналогичным образом В. портят коров. Если корова долго не телится, это означает, по народному мнению, что ее посещала В. Такую корову закалывают, поскольку у нее уже никогда не будет ни молока, ни приплода. В традиции существовало несколько способов защиты от В. и опознания В. В. не может прикоснуться к женщине, если во время сна муж положил на жену руку или ногу. В отсутствие мужа оберегом от В. является «ошкур», или «гашник» (пояс от штанов) мужа, которым беременная подпоясывается на ночь. Коровам в этом случае завязывают хозяйским «ошкуром» рога. Для опознания В. в своем доме перевертывают заслонку в печи (дужкой внутрь), подозреваемая гостья (если она действительно В.) тотчас же уходит. С другой стороны, в дом, в котором перевернута печная заслонка В. никогда не сможет войти. В полночь В. можно увидеть бесхвостой сорокой со слабым синеватым огоньком над головой. Настоящие сороки, как считали сургутские старожилы, в такое время всегда спят. Узнать, кто скрывается в обличье сороки, могут только мужчины: если, сняв штаны, посмотреть на сороку между ног, В., превратившись в женщину, будет умолять мужчину никому не рассказывать о том, что он увидел. Если эту просьбу В. не выполнить, она обязательно жестоко отомстит. В. опознают также по характеру дыма из печной трубы: даже в спокойную погоду из трубы дома В. дым выходит клубясь (по выражению сургутян, «дым из трубы, как медведь, лезет»). Из своего дома В. вылетает также исключительно в трубу. К полуночи она крепко усыпляет мужа, а затем «перевертывается» в подполье через 12 ножей, расставленных в особом порядке. Оставшиеся от тела В. после этого ритуала голова и руки превращаются в сороку. Отпавшую часть туловища В. прячет под «поганое» корыто, а сама вылетает прочь через трубу. Если кто-то из домочадцев желает проверить свое подозрение, не является ли женщина В.,то в верхней заслонке, закрывающей трубу, на саже можно начертить крест. При полете В. наткнется на крест, и шрам на ее лбу будет болеть до самой смерти. По представлениям сургутских старожилов, всех В. поселения можно переловить в Христовскую заутреню (пасхальная служба). С первого дня на протяжении всего великого поста надо оставлять по полену от каждой утренней истопки, а в Христовскую заутреню ими затопить печь. В. слетятся просить огня, и когда они столпятся на шестке, надо вытащить между ними и дверью из пола половицу, после чего они уже не смогут выйти из избы. В. часто летают по две — три вместе, у них есть свое место (обычно — отдаленная нежилая изба), куда они каждую ночь приносят добычу. Бытовали рассказы о полетах В. по всему Тобольскому Северу: тобольские В. прилетали в Сургут, затем вместе с сургутскими отправлялись в Березов, а утром все оказывались в своих домах. Сходные дальние коллективные полеты, по восточнославянским представлениям, совершали ведьмы (Украина, Белоруссия, западные регионы России). В. перед смертью должна передать свой секрет кому-либо, иначе ей не умереть. Чаще всего В. передают «дар» дочерям. В народных представлениях выстраивались целые династии В. — от прабабки до правнучки. В источниках конца ХIХ в. зафиксировано мнение русских старожилов о том, что В. стали встречаться намного реже и портят, в основном, коров, а не людей. При распространенности в восточнославянской традиции самого слова «вещица» («вештица») описанный тип мифологического персонажа, судя по всему, характерен исключительно для уральской и западносибирской традиций. Основной ритуально-мифологический сценарий существования В. связан с их негативным включением в систему жизненного цикла, с угрозой, которую они несут продолжению рода и репродуктивному началу вообще.

Лит.: Голикова С. В. Урало-сибирская вещица: историография и источники // Русские старожилы. Материалы III-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (11—13 декабря 2000 г., г. Тобольск). — Тобольск — Омск, 2000; Неклепаев И. Поверья и обычаи Сургутского края // Обряды, обычаи, поверья: Сборник статей. — Тюмень, 1997.

О. Р. Николаев.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Исторические топонимы/Березово
Сургут г.
Топографические ориентиры/Тобольский Север
Упоминается в статьях
Волшебницы
Демонология
Скотоводческая обрядность у русских старожилов