Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Жилище традиционное русских старожилов
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Традиционная культура русских старожилов

Жилище традиционное русских старожилов

Жилище традиционное русских старожилов. По устоявшемуся в отечественной науке мнению, Ж. т. русских в Сибири, едва ли не с начала ее освоения, в определенной степени опережало в своем развитии крестьянское жилище Европейской части России, особенно центральных регионов. Среди факторов, обуславливающих интенсивный характер эволюции сибирского домостроительства — отсутствие в Сибири крепостного права; значительный удельный вес в старожильческий культуре посадского (городского) компонента; обилие хорошего строительного леса (на большей части территории). Тобольский Север ввиду особых природно-климатических и хозяйственных условий, сильно варьирующихся от районов Нижнего Прииртышья до Крайнего Севера, представляет довольно широкий диапазон форм Ж. т. и строительных техник. Для региона (как и для Сибири в целом) характерно большее, чем в Европейской части России, использование лиственницы (впрочем, известной в качестве строительного материала и на Русском Севере); во многих местностях дома строились из кедра (так, например, в с. Самарове из толстого кедрового дерева), в некоторых локальных традициях рубка кедра была запрещена обычным правом. В целом на территории Западной Сибири толщина бревен в срубах увеличивалась от юга к северу до конца лесной зоны; в масштабах региона (Югории) она уменьшалась в этом же направлении: так, в Березове дома строились из нетолстых сосновых бревен. На Крайнем Севере использовался, за недостатком леса, «плавник» (бревна, принесенные при весеннем половодье), а также корпуса старых судов и их обломки, выброшенные морем. В источниках ХVIII — 1-й половины ХIХ вв., есть упоминания об использовании в бассейне Оби и Иртыша свайных конструкций: дома ставились на т.н. «стулья» (высотой от 5 до 6 футов). Практика строительства амбаров на «стульях» актуальна вплоть до ХХ в. На Крайнем Севере применялись и особые противомерзлотные устройства: например, сплошные бревенчатые настилы на поверхности земли под постройками. Плотницкое ремесло на Тобольском Севере в основном не имело промыслового значения; дома строились самими хозяевами или местными плотниками. По свидетельствам 1880-х гг., в ХIХ в. в Сургут приглашались для строительства домов мастера из Тобольского уезда.

На рубеже ХIХ—ХХ вв. еще встречались у бедных крестьян старые однокамерные избы без сеней или только с сенями (с. Демьянское, бассейн р. Конды и др.). Преобладающим местным типом Ж. т. был дом, состоящий из 2-х частей: «избы» и «горницы», разделяющихся сенями. В Нижнем Прииртышье части назывались «стопами»; дома в одну стопу и в две стопы. Сени были сквозными, холодными, более или менее просторными. В «подсинье» (пространство под полом «синей», т.е. сеней) могли помещаться свиньи (с. Демьянское). «Изба» была предназначена для постоянного проживания; «горница», отличавшаяся чистотой, опрятностью и большим светом, в основном — для приема гостей. Зимой одна из частей дома такого типа иногда использовалась как кладовая. И «горница», и «изба» могли быть разделены перегородками на чистую половину и половину с печью. Позже получили распространение дома — «пятистенки», также состоящие из двух частей, но разделенных бревенчатой стеной («перерубом»), что обуславливало большую сохранность тепла. По описанию1880-х гг., дом–пятистенок в Сургуте состоял из чистой комнаты и кухни со «стряпущей» печью; комната при этом делилась перегородкой на две части: «горницу» и маленькую «боковушку». К пятистенку могло быть пристроено тесовое крыльцо с чуланом — «казенкой». По воспоминаниям, в русско-мансийских поселениях верховьев р. Конды в 1920-е гг. было много домов–пятистенков с четырехскатными крышами. На Тобольском Севере широко распространились и т.н. крестовые дома, тип Ж. т., характерный для посадской (городской) культуры. Почти во всех старожильческих поселениях Тобольского Севера были и двухэтажные дома, имевшие разнообразные конструкции в плане. Так, согласно описанию начала ХХ в., в с. Базьяны подавляющее большинство домов — двухэтажные, «оригинальной архитектуры». Дом делился холодным коридором на две половины: в одной находилась кухня с русской печью, в этой же половине была еще и железная печь («для тепла»); в другой — две чистые комнаты, разделенные дощатой перегородкой и отапливаемые «оригинальной» ступенчатой печью «теремком», топка которой выходила в сени. В Ж. т. всех типов под полом устраивалось «подполье» (прежде всего для хранения овощей); в ХVIII—ХIХ вв. над входом в «подполье» около печи устанавливалась надстройка из досок — «голбец», обычно используемый как спальное место. Некоторые дома имели «подвал», в отличие от подполья он устраивался под горницей, а не под избой; ход в подвал всегда делали со двора. В ХVIII—ХIХ вв. крыши крыли в основном «драницами», нетесаными тонкими и длинными (около 2 м) сосновыми пластинами (изготавливались расщеплением); могли использоваться и «тесины» (вытесывались из бревен, из половины бревна — одна). Позже приобрела популярность короткая кровельная дрань (гонт). По данным ХVIII — середины ХIХ вв., характерно использование архаических «волоковых» окон, которые вырубались в одном или в двух смежных бревнах. Обычно в доме было несколько волоковых и 1—2 «колодных» окна (современный тип окон). В ХVII—ХVIII вв. в городах Тобольского Севера (Березов, Сургут, Обдорск) использовали слюдяные окна; они были двух типов: т.н. «шитухи», сшитые из нескольких слюдяных кусков и цельные слюдяные «оконницы». Чаще окна затягивали коровьей или лосиной брюшиной, которую укрепляли на раме с помощью лучины; такой тип окон бытовал в деревнях по р. Демьянке еще в конце ХIХ — начале ХХ вв. На Крайнем Севере на зиму в окна вставляли ледяные пластины: их вырубали из речного льда и примораживали к оконному проему с наружной стороны; слюда и пузыри не выдерживали сильных морозов. Согласно источникам., в конце ХIХ в. практически повсеместно использовались стекла, хотя во многих домах оконные стекла состояли из кусочков. Оконные рамы со стеклами для лучшей сохранности небогатые хозяева могли вынимать на зиму и вставлять рамы с бычьими пузырями (Сургут) или с налимьей кожей (в с. Самарове они назывались «светлушками»).Во внешнем убранстве Ж. т. ведущую роль играла резьба, чаще — пропильная, располагавшаяся на повалах (выпушенных в качестве кронштейнов концах бревен сруба); на столбах и перилах крылец; на оконных наличниках; на причелинах и подзорах крыш.

Из строительных ритуалов, распространенных на Тобольском Севере, науке известна сургутская версия обряда закладки нового дома. В «гнездья», вырубленные в бревнах, клали во всех углах кусочек хлеба, маленький камень и немного денег (форма «строительной жертвы»). В передний угол будущего подполья устанавливали цельную, с корнем «кедринку» (небольшой молодой кедр) с приговором: «Вот тебе, мать-суседушка, теплый дом и мохнатый кедр» (см.: Суседки). После этого священник служил молебен, по окончанию которого укладывали поперечные бревна, закрывая хлеб, камни и деньги. Обряд перехода в новый дом у сургутских старожилов был достаточно развернутым. В день, назначенный для перехода, в новой горнице пол устилался сеном,. у икон зажигались свечи. Гости должны были собраться в новом доме обязательно раньше хозяев и ждать их. При появлении хозяев (хозяин несет хлеб-соль и икону, а хозяйка кошку, курицу и «квашенку») начинался ритуальный диалог. Гости, услышав стук хозяев, задавали вопрос: «Кто там стучит?». Хозяева отвечали: «Хозяин с хозяйкой идет, за собой детей ведет, и святую икону несет. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!». Гости на эти слова говорили: «Аминь», на что хозяева отвечали «Спасибо на аминь». Диалог повторялся до трех раз, после чего говорящий изнутри произносил заключительную формулу: «Милости просим на вечную вашу жизнь, дай вам Бог тут вечно жить и быть», — хозяева входили в дом, начиналось «пировье» (обычно длилось три дня). Ж. т. русских старожилов Тобольского Севера является существенной частью историко-культурного наследия Югории. Актуальны: системное исследование Ж. т. на территории ХМАО; картографирование типов построек и строительных техник; музеефикация уникальных объектов.

О. Р. Николаев.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Исторические топонимы/Березово
Топографические ориентиры/Демьянка р.
Топографические ориентиры/Иртыш р.
Топографические ориентиры/Конда р.
Топографические ориентиры/Нижнее Прииртышье
Топографические ориентиры/Обь р.
Сургут г.
Топографические ориентиры/Тобольский Север
Предметный указатель
Суседки
Упоминается в статьях
Хлеб
Наличник. Деревня Зенково Ханты-Мансийского района. Материалы экспедиции Колледжа русской культуры (г. Сургут)
Наличник. Деревня Зенково Ханты-Мансийского района. Материалы экспедиции Колледжа русской культуры (г. Сургут)
Наличник. Деревня Зенково Ханты-Мансийского района. Материалы экспедиции Колледжа русской культуры (г. Сургут)
Наличник. Село Нялино Ханты-Мансийского района. Материалы экспедиции Колледжа русской культуры (г. Сургут)
Резной «подзор» на доме. Село Нялино Ханты-Мансийского района. Материалы экспедиции Колледжа русской культуры (г. Сургут)
Старожильческий дом. Деревня Зенково Ханты-Мансийского района. Материалы экспедиции Колледжа русской культуры (г. Сургут)
Традиционный дом. Село Демьянское Уватского района Тюменской области. Материалы экспедиции Колледжа русской культуры (г. Сургут)