Змеи в мифологических представлениях русских. Славянская «змеиная» мифология представлена несколькими комплексами: образ З. в архаической традиции, сохранившийся в ряде фольклорных жанров (заговоры, сказка, былина); З. как персонаж актуальной низшей мифологии; народные представления о реальных З., во многом обусловленные мифологической традицией. В русской старожильческой культуре Тобольского Севера представления о З. в целом соответствуют общерусским и сосредоточены прежде всего вокруг образа реальных З. Так, существовал репертуар магических средств, помогающих от укуса З. Для того чтобы прекратить дальнейшее распространение опухоли, опухшее место перевязывали чем-нибудь шелковым (ниткой или платком), женскими или конскими волосами. По словам сургутских старожилов, через «шелковинку» или волос опухоль не может «переступить». Мифологическая связь З. с водной стихией отразилась в поверье: З. после того как укусит, бежит к воде и ее следует «упредить», т. е. раньше окунуть укушенное место в воду. Если это удается, З. пропадает; если нет — трудно будет вылечиться. Вместо воды может быть использована и слюна. Мифологический характер представлений о З. обусловил и персонификацию змеиного «жала». В случае укуса говорили: «змея ужалила»; рекомендовалось во что бы то ни стало вынуть «жало» из укушенного места. Для этого могли использовать «громовую стрелу»: с нее наскабливают порошок и посыпают рану; «жало» само должно выйти наверх. В этом поверье, возможно, отразилось мифологическая оппозиция «верхнего» и «нижнего» миров. Согласно распространенным научным концепциям, З. в архаической славянской традиции — один из обликов бога Велеса, противника бога-громовержца Перуна, оружием которого и являются «громовые стрелы». У русских на р. Конде бытовал рецепт от укуса З., возможно, заимствованный от обских угров: к укушенному месту надо прикладывать разорванных на части живых лягушек. В качестве оберега от З. носили в чулках растение «Марьин корень». Очевидно, архаические корни имеет и народно-христианское представление о том, что за каждую убитую змею сбавляют сорок грехов. З. широко использовались в магических практиках. В народной медицине в качестве средства от лихорадки клали под подушку или под постель высушенную змею, надевали на шею больному зашитый в тряпочку змеиный «кожух» (кожа З., оставленная ею при линьке). В промысловой магии, для того чтобы ружье било без промаха, его промывали змеиной шкурой. Согласно поверьям сургутских старожилов, «жало» З., зашитое в руку («жало» вкладывают в надрез на руке), делает кулак «смертным», т. е. никто не удержится против кулака. Представления о З. как мифологических персонажах недостаточно выявлены в традиции Тобольского Севера. По источникам ХIХ — начала ХХ вв., поверья и рассказы об огненных змеях, летающих к «вражным бабам» (местное название колдуний, ведьм) бытовали в старожильческих поселениях Прииртышья (сейчас — Уватский район Тюменской области). По народным представлениям, огненный змей рождается из «петушиного яйца», которое женщина должна «парить» под мышкой 2 недели. Змей появляется в виде «красивого мальчика»; затем летает к вырастившей его женщине по четвергам, принося деньги и подарки.
О. Р. Николаев.
|