Нижний мир, в воззрении угров кроме умерших людей включает в себя существа естественного и сверхъестественного происхождения и отличается от мира мёртвых так же, как освоенное пространство от действующего родового кладбища. Считалось, что попасть в Н. м. можно только через смерть, но шаманам он был доступен. Представления о Н. м. — следствие общих воззрений об обратимости жизни, её обновлении, в сущности, об отсутствии представлений о смерти как о небытии. Представления о Н. м. сложились раньше, чем те социальные отношения, которые описаны миссионерами, исследователями и краеведами в XVIII — начале ХХ в., хотя и они в некоторых вариантах несут заметный отпечаток нового христианского мировоззрения. По наиболее древним воззрениям, Н. м. — один из вариантов земных условий, где можно встретить ранее умерших родственников, где ходят на охоту, ловят рыбу и т.д. По другим воззрениям, в Н. м. условия хуже, чем на земле: меньше света, сыро, тесно, леса и реки беднее; из рыб там только карась. Человек, попавший туда, беспомощен, потому что там всё наоборот: правая сторона — левая, когда здесь день, там — ночь. По третьим воззрениям (у северных ханты), Н. м. расположен в море на острове, дальше устья Оби. В нём три этажа: в нижний попадают грешники, в средний — полугрешники, в верхний — безвинные. Таким воззрениям сопутствуют представления о воздаянии. Попадают в Н. м. не по собственной воле: покойника (т.е. душу-тень) везут на лодке сына властителя болезней — хозяина Н. м., либо хозяин Н. м. гонит покойников палкой. На Васюгане устойчивыми оказались представления о хозяине Н. м. Земляной старухе, которой жертвовали медный котёл для прикрытия отверстия, ведущего в Н. м. У южных ханты и манси, особенно на Иртыше (по сообщению С. К. Патканова), Н. м. находится под землёй, как это предполагает вертикальное членение Вселенной. «Дожив» в Н. м. до момента рождения благодаря обратному течению времени, человек возвращается в средний мир в виде новорождённого в своём же роду. На «этот» свет нет возврата только для сожжённых и скальпированных. Представления о Н. м. очень устойчивы, как и погребальный обряд, отражающий эти представления.
Лит.: Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. — СПб., 1884; Старцев Г. Остяки. — М., 1928.
В. М. Кулемзин.
|