Иван Купала, Иванов день, один из главных праздников традиционного славянского календаря, связанный с летним солнцестоянием; в православной церковной традиции — праздник в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня (24 июня / 7 июля). Купальский ритуально-магический комплекс является одним из наиболее сложных и развитых в русской календарной обрядности. В русской старожильческой культуре Тобольского Севера И. К. представлен, по доступным науке данным, ритуально-магическими практиками, связанными с мифологией растительности. Основные купальские обряды совершались в ночь накануне праздника: гадания, сбор лекарственных трав. В старожильческой традиции Сургута вечером перед И. К. девушки ходили лес и собирали там 12 разных трав. Ложась спать (обязательно не молясь Богу), девушка клала эти травы в платке вместе с кольцом под подушку, приговаривая: «Суженый-ряженый, привидься мне во сне». По представлениям сургутян, в ночь на И. К. можно было приобрести магическое знание знахаря, так как в полночь травы в лесу начинают разговаривать между собой (при этом на них «прыгают» разноцветные огоньки), сообщая, от какой болезни лечат. Подслушать эти разговоры можно, забравшись в чащу леса и «очертившись» Васильевским огарком. Обычно лекарственные травы собирались днем накануне И. К.: ночью ходить в лес боялись. В местной традиции были распространены представления о «папоротниковом цвете», приносящем богатство. По народному мнению, папоротник зацветал ровно в полночь. Ожидая появления цветка, также необходимо «очертиться» Васильевским огарком. Сорвав цветок, надо его нести домой, не оглядываясь и не обращая внимания на встречных людей (иначе цветок потеряет силу). Затем цветок прятался в церкви под престол и лежал там до Крещения, когда и выменивался у черта на любое богатство (см.: Богатство). Ко дню И. К. могли быть приурочены, по народным представлениям, разные действия с целью приобретения магической силы. Так, в полночь на И. К. можно добыть косточку, делающую человека невидимым. (см.: Богатство).
О. Р. Николаев.
|