Троица, в православной церковной традиции великий двунадесятый праздник, отмечаемый на 50-й день после Пасхи. Празднование установлено в память о сошествии Святого Духа на апостолов. В народной традиции Т. включена в праздничный цикл, начинающийся с Семика (четверг перед Т., т. е. четверг седьмой недели после Пасхи) и заканчивающийся Духовым днем (первый понедельник после Т.). Семицко-Троицкая обрядность Тобольского Севера пока полностью не выявлена и не описана. Согласно общерусской традиции, основной доминантой народного праздника Т. является культ растительности, выражающийся в почитании Троицкой березки. Как и во многих регионах России, на Тобольском Севере Т. считалась девичьим праздником. Обычай «завивать березки» на Т. зафиксирован в Сургуте: в Семик девушки ездили на «сайму» (местное название заливов, образуемых полой водой); каждая из девушек закручивала кольцом еще не распустившуюся ветку березы, перевязывала ее ленточкой и загадывала: если эта ветка распушится, то в этом году девушке предстояло выйти замуж, если засохнет — остаться в девках. Проверять гадание приезжали на Т. В Сургуте и «завивание», и «заламывание» венков (их отрывают или отрезают), согласно описаниям, происходило в присутствии парней, хотя чаще в общерусской традиции «завивают» березки девушки исключительно своим сообществом, втайне. Сорванные венки могли использовать еще в одном гадании — их бросали в воду: чья ветка потонет, тому суждено в этом году умереть. «Завивание березки» на Т. входит в годовой круг девичьих гаданий, совершаемых также в святкии на Ивана Купала. В Сургуте бытовала формула речевого обихода, подчеркивающая значимость праздника Т.: «Семик да масленица, да жена именинница — нет этих праздников более».
Лит.: Неклепаев И. Поверья и обычаи Сургутского края // Обряды, обычаи, поверья: Сборник статей. — Тюмень, 1997.
О. Р. Николаев.
|