Сани, тип зимней повозки, считающейся древнейшей у восточных славян. На Русском Севере и в Сибири еще в начале ХХ в. С. использовали и летом. По описаниям Сургута, до 1880-х гг., когда в Сургут была привезена первая телега, ездили летом на С. В условиях Севера Западной Сибири, где летние передвижения совершались практически только по воде, С. стали самым распространенным транспортным средством, чему способствовало и развитие зимнего извозного промысла, ямщины. На Тобольском Севере бытовали С. практически всех известных русской традиции видов. Простейший вид С. представляли дровни, крестьянские грузовые сани без отводов (жерди, закрепленные по бокам саней таким образом, что их задние концы далеко отстояли от полозьев) и спинки. Дровни использовались для перевозки дров сена. Особый укрепленный вид дровен с широким копылом (копылья — вертикальные стойки в С., вдолбленные нижним концом в полозья) назывался на Тобольском Севере волокушами и использовался для вывозки бревен. Розвальни, (вариант местного названия: розвала), низкие и широкие крестьянские сани с отводами, с расходящимися врозь от передка боками. «Розвалами» также называли сами отводы (хрясла) саней-розвальней: «Дровни без розвален, с развалами — розвальни» (Тобольский уезд). Пространство между отводами и санями заплетались веревками, могли обшиваться лубом, позже — брезентом. Розвальни — основной тип ямщицких С. У ямщиков бытовал и усовершенствованный вариант розвальней — лежанка («сиделые сани»), розвальни со специальным приспособлением для того, чтобы ямщик мог опереться на него спиной, наголовок с боковыми отводинами (в 1920-х гг. обшивались парусиной или брезентом). Лежанка — сани для ямщика, идущие обычно впереди связки, так, чтобы, лежа в санях, видеть своих лошадей и груз. Вариантом розвальней были пошевни, отличавшиеся обшитым лубом или рогожами кузовом и небольшими отводами (предохраняли сани от перевертывания). Пошевни могли быть дорожными, предназначенными для перевозки грузов, и повседневными городскими (будничный экипаж мещан, торговцев и прочих городских жителей). Наблюдателями в начале ХХ в. была замечена особенность ямщицких саней с реки Оби: в отличие от саней с Иртыша и Конды они снизу оплетались тальником. Высокие сани, кованые железом, с улучшенным кузовом и спинкой, назывались на территории Тобольского Севера кошевой, кошевкой. Кошева предназначалась для выездов, в том числе праздничных (объезд деревень по престольным праздникам) и ритуальных (свадьбы); кошевки могли быть расписными. Для официальных выездов местных властей также использовались кошевы; на легких «кошевках» возили почту и пассажиров. В областной терминологии известна почтовая кошева, специальные С. для перевозки почты; архиерейская кошева, С., предназначенные для выезда архиерея (по воспоминаниям, в архиерейской кошеве бросались в глаза гнутые оглобли, обтянутые бархатом). Вариантом выездных С. были скачки, маленькие легкие сани. Скачки использовались на праздничных гуляниях, для поездок в гости, на свадьбы. Ездили на скачках обычно вдвоем. Скачки устойчиво ассоциировались с купеческой средой; позже, в 1920 — 1930-е гг. их называли «кулацкими». В скачки закладывали лошадей-бегунов; на них участвовали в бегах, которые организовывались на праздники не только в городах, но и в больших селах. Скачки были основным экипажем масленичных катаний на лошадях (Самарово). Отличительная черта праздничного украшения «скачков» — сиденье покрывалось ковром так, что он свешивался сзади на снег. Маленькие одноместные выездные сани назывались на Тобольском Севере беговушками или выбегашками. Известен был на Тобольском Севере и возок, зимний дорожный экипаж с закрытым со всех сторон сиденьем, с дверками с боков. В возках ездили именитые купцы и промышленники. Гораздо реже встречались на Тобольском Севере так называемые городские сани, предназначенные для езды по хорошей дороге в черте города. Городские сани делались без отводов, с тонкими металлическими полозьями на высоких копыльях, с высокой спинкой и узким (на два седока) кузовом. Городские сани ассоциировались с миром больших городов, не были они редкостью и для Тобольска. В основном на Тобольском Севере производство С. не имело промыслового значения: С. делались самим хозяином или заказывались в своей же деревне. Изготовлением дровен и пошевен на продажу в начале ХХ в. занимались в целом ряде деревень Дубровской волости Тобольского уезда.
|