Мифология обских угров, включает в себя антропогонические и космогонические мифы креационного и эволюционного характера, мифы о культурном герое и о животных, мифы о конце мира. Это говорит о развитости мифологической системы.
В пантеоне обских угров верховным богом является повелитель неба Великий Торум (Нуми Торум — Верхний бог), что обозначает «небо», «Вселенную» и близкие им понятия. По его воле происходят все космические и земные события: появление Солнца и Луны на небе, жизнь чел., удача на охоте. Небесный бог живёт в воздушном пространстве, в золотом доме. Рядом с ним находится богиня, что само по себе является реликтовой чертой. Её зовут Калтась анки, Мых ими (хант.) и Калтась эква, Мак анква (манс.). В сочетании с различными эпитетами это означает — «кожистая земля, волосатая земля». Она — защитница от болезней, покровительница матерей, как греческая Гея или русская мать сыра-земля является плодоносящей, созидательной силой. Третий бог, составляющий триаду — брат, иногда сын Торума — Куль (хант.), Хуль отыр (манс.). Он управляет царством мёртвых и считается противником Торума. С ним связана другая особенность триады верховных богов — их внутреннее противоборство. Жизнеутверждающим и созидающим силам, богу Торуму и богине Калтась, в триаде противостоят негативные для чел., но необходимые для космической гармонии разрушительные силы — бог Куль. Он постоянно спорит с Торумом и вредит людям: прячет светила, провоцирует на нарушение заветов, порождает вредных животных и забирает людей в царство мёртвых. Подземное царство кроме Куля представляет множество злых существ. В представлениях о том, как произошла Земля, среди обских угров нет на первый взгляд единства. В мансийских мифах железная птица Лулы достаёт землю из-под воды, а ворон по просьбе жены и мужа осматривает её пределы. В одном из вариантов хантыйских мифов отец Торума даёт её внуку, чтобы тот сбросил Землю вниз. Общим устойчивым мотивом во всех мифах о сотворении Земли является мотив её возникновения из воды и тумана, а также представление о том, что Земля не сразу становится крепкой. Кроме того, во всех мифах встречаются птицы — это указывает на антропо-зооморфную природу их богов. Космогонические мифы пронизаны дуализмом: Солнце и Луна составляют пару взаимодополняющих стихийных сил — жары — холода, жизни — смерти. Среди космогонических мифов есть календарные: об умирающем и воскресающем герое. Антропогонические мифы содержат в себе противоречивые версии: в создании человека участвуют то Торум, то богиня Калтась, то противник Торума Куль отыр. В соответствии с демиургом различаются материал свободы и способы создания человека. В одних вариантах — из берёзовых веток, в других — из сердцевины лиственницы и т.д.
Мифы о животных немногочисленны, имеют этиологический характер, объясняющий происхождение животных, растений, небесных тел. Особую группу мифов представляют рассказы о конце света, связанные с представлениями о путешествии души после смерти, в которых присутствуют элементы реинкарнации: сначала душа пребывает в виде тени, затем после потопа, воплотившись в человека, живёт еще срок на Земле, а другая душа, превратившись в водяного жука, обращается в прах — это ждёт каждого человека. Другие рассказы повествуют о грядущем огненном потопе, который уже был однажды на Земле. В героических мифах действуют покровители территориальных групп, считающиеся духами-предками, богатырями древних времён. Ханты их называют вуртами, манси — отырами, женщин-богатырш зовут най (манс.). Среди них различались две группы, одна из них чаще питалась рыбой, а другая — мясом.
Важное место в мифических воззрениях обских угров занимают представления о душе: часто упоминается 5 душ у мужчин и 4 — у женщин. У манси различаются прежде всего реинкарнирующая душа-дыхание (лили) и душа-тень (ис). Лили присуща человеку с момента его рождения и после смерти переселяется в тело ребёнка того же рода; материального воплощения она не имеет. Ис способна отделяться от тела при жизни во время сна (улум ис — «душа сна», путешествующая в образе глухарки). После смерти человека ис попадает в подземное царство Куль отыра, где живёт еще столько же, сколько человек прожил на земле; затем она начинает уменьшаться, превращается в водяного жучка (керн хомлах) и наконец исчезает совсем. В представлениях восточных ханты жизненная сила ильт, которой наделяет новорождённых Пугос, по-видимому, есть проявление души лиль, сочетающей свойства мансийской лили и ис. Лиль обычно невидима, но может принимать облик ящерицы или жука (по другим данным, она антропоморфна), покидая тело человека во время сна, обморока, тяжёлой болезни, при смерти. Из демонических существ наиболее известны менквы — лесные великаны-людоеды. В лесу водятся также враждебные людям уччи (учи, очи), обладающие зооморфными чертами, а также доброжелательные к людям мис (миш, мысь). Героические мотивы в мифологии связаны с отырами (богатырями), часто считавшимися первопредками — покровителями территориальных групп и отдельных семей, так и сыновьями Нуми Торума — культурными героями, нередко действующими вопреки небесному отцу.
Лит.: Мифы, предания, сказки хантов и манси. Сост., предисл. и примеч. Н. В. Лукиной. Под общ. ред. Е. С. Новик. — М., 1990.
Е. И. Ромбандеева, Г. А. Выдрина, И. Г. Рябий.
|