Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Душа
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Душа

Душа. В языках ханты и манси отсутствует термин, аналогичный термину «душа» в его христианском или художественно-образном значении. Словосочетание «жизненная сила» точнее отражает традиционные представления обских угров. Исследователи представлений о жизненных силах обско-угорских народов так или иначе сопоставляли свои результаты с теоретическими положениями мировой этнографической науки, но уже в работах XIX в., а также более позднего периода отчётливо обнаружилось, что, во-первых, обско-угорский материал содержит указания о наличии не одной, а двух или более жизненных сил; во-вторых, одна из них — суть материализации образа; в-третьих, те из них, которые могут вести независимое от тела существование, способны к перевоплощению, кроме того, они бессмертны.

Финский исследователь А. Каннисто предложил концепцию о жизненных силах вогул, основанную на фольклорном и этнографическом материале, взятом в начале XX в. В книге «Материалы по мифологии вогул» автор приводит множество предметов в пользу того, что вогулы (манси) имеют представление о лили, что первоначально означало «дыхание», но в процессе развития получило значение личности. Д. умерших, бродящие вокруг, бессмертны и вселяются в новорождённых. Наряду с представлениями о Д.-дыхании имеются представления о второй душе ис хор — Д.-тени, т.е. внешности человека. У ваховских ханты существуют названия двух сил, оживляющих человека: лилел (душа) и кор (тень). Для манси и северной группы ханты характерны представления о пяти мужских и четырёх женских Д., причём все они имеют разную степень «материальности». Первая, наиболее материальная, душа-тень ис хор; она, по сути дела, есть образ умершего или скорее покойника, вернувшегося из «нижнего мира». После исчезновения материальных останков тела она либо исчезает, либо превращается в жука. Вторая Д., которая может пребывать в теле, но может и покидать его, носит название урт. Покинув тело, она живет в лесу в облике хозяина или птицы. Уход ее вызывает сонливость, слабость, болезненное состояние. Третья Д. имеет вид глухарки, большую часть она живет в лесу, к человеку прилетает лишь во время сна, почему носит название улэм ис (сонная душа). Смерть человека неминуема, если погибает Д. сна. Четвёртая Д. реинкарнирующаяся; она именуется лил, лили, т.е. дыхание, местом её обитания является голова, представляют её в виде птицы. После смерти человека она переселяется в особое изображение (куклу умершего) или живёт в могиле. По истечении определенного срока она возрождается в новорождённом того же рода. Относительно пятой Д. В. Н. Чернецов говорит, что мужчина имеет две души-дыхание. По его же заключению, из пяти душ, называемых ис хор, одну не видно совсем, др. — на четверть, третью — наполовину, четвёртую видно на три четверти и пятую видно хорошо: это тень. В. Н. Чернецов вслед за К. Ф. Карьялайненом и Х. Паульсоном обратил внимание на то, что развитие представлений о жизненных силах шло в направлении дематериализации тела и что свободная жизненная сила, не связанная с телом, имеет иное происхождение, чем отделившаяся от поверхности тела часть (образ). Общепринятому содержанию понятия «душа» более всего соответствует ильт, т.е. существо, находящееся в теле (ильтель мэнэс — буквально: душа ушла от меня). Живым ханты и манси считают тот предмет, который обладает внешней жизненностью (т.е. тело в полной сохранности) и внутренней; при отсутствии либо того, либо другого тело считается живым лишь частично (больным, сонным). Погребальный обряд тесно связан с представлениями о жизненных силах; полностью мёртвым тело считалось после его разложения, т.е. утраты формы, до этого периода покойник мог как-то действовать в образе внешней жизненной силы. Свободная душа, т.е. существо, находящееся в теле и могущее его покидать, имеет генезис в шаманском мировоззрении.

Лит.: Карьялайнен К. Ф. Религия угорских народов. — Томск, 1996.

В. М. Кулемзин.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Каннисто А.
Карьялайнен К. Ф.
Паульсон Х.
Чернецов В. Н.
Упоминается в статьях
Бауло А.В. Изделия из свинца и олова в обрядовой практике северных групп обских угров
Гемуев И. Н. Народ манси: воплощение мифа (электронный вариант книги)
И.Н. Гемуев. Мифологическая картина мира манси
Имя охранительное
Имянаречение
Ляксыс
Мифология обских угров
Родильный обряд