Костюм ритуальный. В традиционном обществе ханты и манси лица, исполняющие религиозные функции, имели отличительные знаки на одежде: либо детали, не свойственные одежде рядовых общинников, либо отдельные части особого костюма; полного ритуального костюма не было. По мнению большинства исследователей (К. Ф. Карьялайнен, Е. Д. Прокофьева, В. Н. Чернецов), этот факт говорит о незавершённости религиозно-мировоззренческой системы шаманизма обских угров. К. Ф. Карьялайнен возражает Ф. Белявскому, Н. А. Абрамовичу, Б. Мункачи в том, что приведённые ими сведения о богатом К. р. обских угров на самом деле относятся к К. р. самоедов. Элементы одежды, характерные для хант. шаманов, ворожеев, сказителей, лишь отдалённо напоминают поражающие воображение К. р. шаманов др. народов, описанные И. Г. Гмелиным, П. С. Палласом, В. М. Михайловским и др. По мнению Е. Д. Прокофьевой, шаманский К. р. берёт начало от обрядовой одежды, которую надевали охотники, устраивая ритуальные пляски. Некоторые исследователи полагают, что К. р., имеющий звериные или птичьи черты, связан с тотемизмом, его носили все члены рода с практико-религиозной целью, ибо одежда — знак отличия. Со временем особый К. р. стал принадлежностью некоторых лиц. С. В. Иванов видит в К. р. утилитарно-символический смысл. Изображение оружия, щита, панциря, наличие в К. р. частей животных (когти, клыки и т.деревня) придают обладателю силу, делают его неуязвимым в борьбе с врагами и привлекательным для соплеменников. В К. р. большинства народов Сибири отражено традиционное представление о Вселенной. Однако этого нельзя сказать о К. р. обских угров. По сообщению Л. Н. Гондатти, вогульский ворожей при исполнении обряда надевает шапку, сшитую из кусков разноцветной ткани в виде ночного колпака. Исследования показали, что речь идёт о вышедшем из употребления повседневном головном уборе, который носили манси Лозьвы. Детали К. р. васюганского шамана (шапка, воротник, нагрудник, накосное украшение, рукавицы) оказались объединёнными в комплект самим шаманом. На самом деле эти предметы никак не связаны с шаманством. Среди деталей шаманского К. р. встречались чёрные кафтаны без рукавов, со складками на спине, с прошитым сзади поясом, назадник из оленьих камусов, обувь, не отличающаяся от повседневной, но расшитая по верхнему краю бисером (чарки). Некоторые шаманы на голову надевали железный обруч с изображением рогов оленя (на Васюгане и на Вахе это считалось тунгусским влиянием). Ваховские шаманы имели наиболее полный К. р. В него входили шапка в виде венца с широким околышем из грубой ткани и множеством подвесок из бус, из кожи змеевидных, рукавицы из шкуры, снятой с лап медведя, ноговиц (также из камуса медведя, снятого вместе с когтями). На Казыме у шаманов были К. р. из шкур животных либо меховая повязка на повседневной одежде. Отмечены единичные случаи, когда в качестве отличительного знака шаманы закрепляли птичьи крылья в подмышках повседневной одежды. По сведениям З. П. Соколовой, шаманы ханты р. Сыня имели красно-белый халат. Некоторые отличительные знаки имели не только шаманы. У васюганских, александровских, ваховских исполнителей былин обязательной принадлежностью была матерчатая шапка с изображением креста на лбу. Фокусники и предсказатели в отдельных случаях имели меховую шубу, отороченную медвежьим мехом с подвешенными к подолу медвежьими клыками. Камлающие без бубна в нижний мир (на Вахе) перед сеансом надевали халат, сшитый собственноручно, семь остальных подвешивали на дерево в священном месте. Изучая шаманские костюмы народов Сибири, Е. Д. Прокофьева пришла к выводу, что наиболее полный костюм среди всех групп ханты был на Вахе. Во многих местах его вообще не было. В этой связи уместно противопоставление шаманизму Медвежьего праздника, где элементы обрядовой одежды, в частности берестарший маски, были очень устойчивы.
Лит.: Прыткова Н. Ф. Одежда хантов // СМАЭ. — М.; Л., 1953; Прокофьева Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири // СМАЭ, ХХVII Л., — 1971; Соколова З. П. Пережитки религиозных верований у обских угров; Соколова З. П. Ханты рр. Сыня и Куноват // Материалы по этнографии Сибири. — Томск, 1972; Лукина Н. В. Общее и особенное в культе медведя у обских угров // Обряды народов Западной Сибири. — Томск, 1990.
В. М. Кулемзин.
|