Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Костюм ритуальный
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Костюм ритуальный

Костюм ритуальный. В традиционном обществе ханты и манси лица, исполняющие религиозные функции, имели отличительные знаки на одежде: либо детали, не свойственные одежде рядовых общинников, либо отдельные части особого костюма; полного ритуального костюма не было. По мнению большинства исследователей (К. Ф. Карьялайнен, Е. Д. Прокофьева, В. Н. Чернецов), этот факт говорит о незавершённости религиозно-мировоззренческой системы шаманизма обских угров. К. Ф. Карьялайнен возражает Ф. Белявскому, Н. А. Абрамовичу, Б. Мункачи в том, что приведённые ими сведения о богатом К. р. обских угров на самом деле относятся к К. р. самоедов. Элементы одежды, характерные для хант. шаманов, ворожеев, сказителей, лишь отдалённо напоминают поражающие воображение К. р. шаманов др. народов, описанные И. Г. Гмелиным, П. С. Палласом, В. М. Михайловским и др. По мнению Е. Д. Прокофьевой, шаманский К. р. берёт начало от обрядовой одежды, которую надевали охотники, устраивая ритуальные пляски. Некоторые исследователи полагают, что К. р., имеющий звериные или птичьи черты, связан с тотемизмом, его носили все члены рода с практико-религиозной целью, ибо одежда — знак отличия. Со временем особый К. р. стал принадлежностью некоторых лиц. С. В. Иванов видит в К. р. утилитарно-символический смысл. Изображение оружия, щита, панциря, наличие в К. р. частей животных (когти, клыки и т.деревня) придают обладателю силу, делают его неуязвимым в борьбе с врагами и привлекательным для соплеменников. В К. р. большинства народов Сибири отражено традиционное представление о Вселенной. Однако этого нельзя сказать о К. р. обских угров. По сообщению Л. Н. Гондатти, вогульский ворожей при исполнении обряда надевает шапку, сшитую из кусков разноцветной ткани в виде ночного колпака. Исследования показали, что речь идёт о вышедшем из употребления повседневном головном уборе, который носили манси Лозьвы. Детали К. р. васюганского шамана (шапка, воротник, нагрудник, накосное украшение, рукавицы) оказались объединёнными в комплект самим шаманом. На самом деле эти предметы никак не связаны с шаманством. Среди деталей шаманского К. р. встречались чёрные кафтаны без рукавов, со складками на спине, с прошитым сзади поясом, назадник из оленьих камусов, обувь, не отличающаяся от повседневной, но расшитая по верхнему краю бисером (чарки). Некоторые шаманы на голову надевали железный обруч с изображением рогов оленя (на Васюгане и на Вахе это считалось тунгусским влиянием). Ваховские шаманы имели наиболее полный К. р. В него входили шапка в виде венца с широким околышем из грубой ткани и множеством подвесок из бус, из кожи змеевидных, рукавицы из шкуры, снятой с лап медведя, ноговиц (также из камуса медведя, снятого вместе с когтями). На Казыме у шаманов были К. р. из шкур животных либо меховая повязка на повседневной одежде. Отмечены единичные случаи, когда в качестве отличительного знака шаманы закрепляли птичьи крылья в подмышках повседневной одежды. По сведениям З. П. Соколовой, шаманы ханты р. Сыня имели красно-белый халат. Некоторые отличительные знаки имели не только шаманы. У васюганских, александровских, ваховских исполнителей былин обязательной принадлежностью была матерчатая шапка с изображением креста на лбу. Фокусники и предсказатели в отдельных случаях имели меховую шубу, отороченную медвежьим мехом с подвешенными к подолу медвежьими клыками. Камлающие без бубна в нижний мир (на Вахе) перед сеансом надевали халат, сшитый собственноручно, семь остальных подвешивали на дерево в священном месте. Изучая шаманские костюмы народов Сибири, Е. Д. Прокофьева пришла к выводу, что наиболее полный костюм среди всех групп ханты был на Вахе. Во многих местах его вообще не было. В этой связи уместно противопоставление шаманизму Медвежьего праздника, где элементы обрядовой одежды, в частности берестарший маски, были очень устойчивы.

Лит.: Прыткова Н. Ф. Одежда хантов // СМАЭ. — М.; Л., 1953; Прокофьева Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири // СМАЭ, ХХVII Л., — 1971; Соколова З. П. Пережитки религиозных верований у обских угров; Соколова З. П. Ханты рр. Сыня и Куноват // Материалы по этнографии Сибири. — Томск, 1972; Лукина Н. В. Общее и особенное в культе медведя у обских угров // Обряды народов Западной Сибири. — Томск, 1990.

В. М. Кулемзин.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Абрамович Н. А.
Белявский Ф.
Гмелин И. Г.
Гондатти Л. Н.
Иванов С. В.
Карьялайнен К. Ф.
Михайловский В. М.
Мункачи Б.
Паллас Пётр Симон
Прокофьева Е. Д.
Соколова З. П.
Чернецов В. Н.
География
Топографические ориентиры/Вах р.
Топографические ориентиры/Сыня р.
Предметный указатель
Медвежий праздник
Шаманизм