Шаманизм, форма религии, возникшая в период формирования раннеклассового общества, именно в это время происходит выделение профессионального умственного труда. Первыми такими «профессионалами» являлись сказители, постановщики театрализованных представлений, шаманы, знахари, жрецы (С. А. Токарев, А. И. Першиц, А. Л. Монгайт). Уже в первобытном обществе шаман — это личность, которая пользовалась привилегией как специалист особого рода (Р. В. Кабэ). Основная функция шамана: быть посредником между рядовыми общинниками и духами. Ш. ханты и манси даёт ценный материал для понимания этого явления. Ещё К. Ф. Карьялайнен обратил внимание на то, что у ханты и манси существуют и другие категории людей с необычными функциями: прорицатели, гадатели, мухоморщики и т.д. Бубен, костюм или другие атрибуты и отличительные знаки имели не все категории. К. Ф. Карьялайнен обратил внимание на отсутствие богатой семантики бубна, неполноту или отсутствие шаманского костюма и некоторую общую бедность шаманского сеанса. Он высказал мнение, что всё это свидетельствует об упадке некогда очень развитого Ш. Гораздо позднее З. П. Соколовой удалось собрать сведения о лицах трёх категорий у манси: предсказателей будущего при помощи струнного музыкального инструмента санквылтапа; излечивающих болезни при помощи бубна (койпын няйт); гадавших на топоре (пенгын хум). О лицах нескольких категорий у ханты нам удалось собрать довольно подробные сведения. К их числу относятся: сказочники маньты ку, исполнители эпоса арыхта ку; сновидцы-предсказатели улом верта ку; фокусники и предсказатели промысла нюкулта ку; камлающие в нижний мир лекари исылта ку. Шаманами этих лиц не называют, хотя некоторые из них вступали в общение с духами. Термин «шаман» в разговоре по-русски ханты применяют только по отношению к лицам чирта ко (в некоторых диалектах — елта ко). Их обязательные атрибуты — бубен, колотушки, особый костюм. Характерно, что кроме основных функций (возвращение украденной души, изгнание злого духа из тела больного) шаманы выполняли и другие: выступали в роли сновидцев-предсказателей, фокусников и т.д. Дальнейшие исследования показали, что Ш. не имел на территории проживания ханты и манси своей основы, но, распространяясь ещё в древности из круга индо-иранских культур, включал в свой арсенал приёмы, методы, функции вышеупомянутых лиц. Иначе говоря, Ш. у обских угров как явление сравнительно новое не сформировался в строгую систему взглядов на мир, т.е. Ш. не носил профессионального характера, а в культовых обрядах шаманы принимали участие наравне с другими, но отнюдь не как особые фигуры. В.Н. Чернецов, а вслед за ним З. П. Соколова и другие исследователи выступили с противоположных К. Ф. Карьялайнену позиций: ни о каком упадке, разложении Ш. не может быть речи, Ш. ещё не сформировался, в отличие от Ш. алтайцев или эвенков.
Лит.: Из истории шаманства. — Томск, 1976; К. Ф. Карьялайнен. Религия югорских народов. Т. 3. — Томск, 1996; Майкл Хорнер. Путь шамана. — М., 1996.
В. М. Кулемзин.
|