Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Шаманизм
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Шаманизм

Шаманизм, форма религии, возникшая в период формирования раннеклассового общества, именно в это время происходит выделение профессионального умственного труда. Первыми такими «профессионалами» являлись сказители, постановщики театрализованных представлений, шаманы, знахари, жрецы (С. А. Токарев, А. И. Першиц, А. Л. Монгайт). Уже в первобытном обществе шаман — это личность, которая пользовалась привилегией как специалист особого рода (Р. В. Кабэ). Основная функция шамана: быть посредником между рядовыми общинниками и духами. Ш. ханты и манси даёт ценный материал для понимания этого явления. Ещё К. Ф. Карьялайнен обратил внимание на то, что у ханты и манси существуют и другие категории людей с необычными функциями: прорицатели, гадатели, мухоморщики и т.д. Бубен, костюм или другие атрибуты и отличительные знаки имели не все категории. К. Ф. Карьялайнен обратил внимание на отсутствие богатой семантики бубна, неполноту или отсутствие шаманского костюма и некоторую общую бедность шаманского сеанса. Он высказал мнение, что всё это свидетельствует об упадке некогда очень развитого Ш. Гораздо позднее З. П. Соколовой удалось собрать сведения о лицах трёх категорий у манси: предсказателей будущего при помощи струнного музыкального инструмента санквылтапа; излечивающих болезни при помощи бубна (койпын няйт); гадавших на топоре (пенгын хум). О лицах нескольких категорий у ханты нам удалось собрать довольно подробные сведения. К их числу относятся: сказочники маньты ку, исполнители эпоса арыхта ку; сновидцы-предсказатели улом верта ку; фокусники и предсказатели промысла нюкулта ку; камлающие в нижний мир лекари исылта ку. Шаманами этих лиц не называют, хотя некоторые из них вступали в общение с духами. Термин «шаман» в разговоре по-русски ханты применяют только по отношению к лицам чирта ко (в некоторых диалектах — елта ко). Их обязательные атрибуты — бубен, колотушки, особый костюм. Характерно, что кроме основных функций (возвращение украденной души, изгнание злого духа из тела больного) шаманы выполняли и другие: выступали в роли сновидцев-предсказателей, фокусников и т.д. Дальнейшие исследования показали, что Ш. не имел на территории проживания ханты и манси своей основы, но, распространяясь ещё в древности из круга индо-иранских культур, включал в свой арсенал приёмы, методы, функции вышеупомянутых лиц. Иначе говоря, Ш. у обских угров как явление сравнительно новое не сформировался в строгую систему взглядов на мир, т.е. Ш. не носил профессионального характера, а в культовых обрядах шаманы принимали участие наравне с другими, но отнюдь не как особые фигуры. В.Н. Чернецов, а вслед за ним З. П. Соколова и другие исследователи выступили с противоположных К. Ф. Карьялайнену позиций: ни о каком упадке, разложении Ш. не может быть речи, Ш. ещё не сформировался, в отличие от Ш. алтайцев или эвенков.

Лит.: Из истории шаманства. — Томск, 1976; К. Ф. Карьялайнен. Религия югорских народов. Т. 3. — Томск, 1996; Майкл Хорнер. Путь шамана. — М., 1996.

В. М. Кулемзин.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Кабэ Р. В.
Карьялайнен К. Ф.
Монгайт А. Л.
Першиц А. И.
Соколова З. П.
Токарев С. А.
Чернецов В. Н.
Предметный указатель
Атрибутика культовая
Бубен
Духи
Упоминается в статьях
Бубен
Верования традиционные (ханты)
Костюм ритуальный
Транс шаманский