Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Мужская половина дома
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Мужская половина дома

Мужская половина дома, условное название той части дома, в которую запрещён вход женщине. Обычно это противоположная от входа часть дома у стены мулы (против входа) и одна из боковых стен (задняя стена или правый дальний угол), где проходили нары мулы пал. Это — почётный угол, почётное место для гостей (здесь они спали), там сидели только мужчины. На нарах или полках или на балках крыши (торум норма, пупы норма) над ними хранились изображения духов семейных, почётных и почитаемых предков, шаманские бубны, а также ружья. В период менструации для женщины существовали различные запреты, в т.ч.: не касаться мужских вещей (особенно ружья, лука, снастей) и сакральных предметов. Поэтому она не заходила в передний угол дома, её место было у входа. Тут же временно хранились и её вещи. Священным считался и наружный угол дома напротив почётного угла. Около него (или позади чума) ставили священную нарту, в которой хранили изображения духов в специальном ящике или сундуке. В связи с этим женщина не могла ходить вокруг дома. Она не могла и подниматься на чердак или крышу дома, чтобы не оказаться над этими священными предметами. Во время жертвоприношений на стену мулы вешали одежду, принесённую в дар духам, а снаружи на этой стене вешали жертвенные платки или куски ткани с завязанными в уголках монетами. В советское время, когда культовая практика ханты и манси скрывалась из-за преследований, священные предметы стали чаще храниться на чердаке. Ханты и манси верили, что в случае нарушения женщиной запретов, связанных с М. п. д., хозяину дома во всём будет неудача. За нарушение этого запрета следовало наказание: женщина или её родственники заболеют или умрут. Со стеной мул связано и понятие «домашнее счастье» (кол сот): когда строят дом, на угол кладут деньги. Около стены мул ставят угощение Мир суснэ хуму, здесь же могут совершать кровавые жертвоприношения в честь него. Снаружи около этой же стены вкапывали столб-коновязь (анквыл) для привязывания жертвенного животного. На полку над мулы пал или на стол в переднем углу укладывали медвежью шкуру с головой и лапами во время Медвежьего праздника. Здесь же сидели охотники и человек, руководящий Медвежьим праздником.

З. П. Соколова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Предметный указатель
Духи
Запреты
Медвежий праздник