Каюк (манс. — куайк, хурин хап, сас хурин хап, хант. — каяк, кирив, кирап, коран рыт, пары рыт, сэран рыт, тонты хоп), большая лодка с каютой для переездов всей семьёй на рыболовный промысел. Возможно, это местная форма лодки, хотя есть сведения о заимствовании К. у рус. или коми-зырян. Первоначально, по-видимому, это были большие долблёные лодки с каютой и берестян. покрытием, у которых остов делался из гибких прутьев. Позднее К. представляли собой дощатые (составные) лодки, покрытые берестой или досками (каюта имела полусферическую форму), использовались на Вахе, Югане, Сыне. Длина лодки составляла 8—10 м, ширина — до 1,5 м. Дно делали из 1—2 досок, на борта шло по 3—4 доски. Нос и корма укреплялись брусьями, у лодки было от 5 до 13 шпангоутов. Высело кормы 1,3 м. Каркас в берестарший каюте делали из черёмуховых или ивовых прутьев. Дощатая каюта длиной 3 м, высотой 80—90 см располагалась на носу, люк — в крыше. Устраивались также окна, полки, очаг. В такой лодке обычно плыли несколько семей (на Нижней Оби — до 10). На К. было до 10 пар вёсел, на каждую пару садились по 2—3 чел. При попутном ветре шли под парусом. В безветрие тянули лодку бечевой с помощью собак. В корме было рулевое устройство — доска на подвижной оси. На самом верху мачты паруса устанавливали флюгер, у северных манси над ним — деревянная фигурка птицы (вотын, вовнэ, уйрись). Отталкивались шестами. По течению спускались при помощи короткого и массивного кормового весла. Путь с верховий до устья занимал около 10 дней. По пути ночевали в лодках или ставили чумы.
Лит.: Фёдорова Е. Г. Историко-этнографич. очерки материальной культуры манси. — СПб., 1994.
З. П. Соколова.
|