Лодки традиционные (манс. — хап, хант. — хоп, рыт). Основное средство передвижения по воде. У ханты и манси имели большое значение в хозяйстве и были весьма разнообразны. Еще в XVIII в. у южных манси бытовали берестяные Л. (берестянки). Берестяная Л. относится к типу каркасных: для её носа и кормы вырезали деревянные брусья, на которые натягивали берестяные чехлы. Л. т. строились длиной до 8 м. Второй тип лодок — долблёные. Их выдалбливали из одного ствола: осины — осиновка, кедра — кедровка, пихты, ветлы и черёмухи. Однодеревки обских угров относятся к типу остроконечных: корма и нос заострены, дно овально-заострённое. Они различались по размерам (малые, средние, большие) в зависимости от числа распорок, которыми разводили борта Л. Изготовление такой Л. требовало большого мастерства и опыта. Материал для изготовления Л. — дерево, корни, смола. Все швы, трещины, щели замазывали смолой. Л. была лёгкой, её можно было перенести на руках. Третий тип Л. — составная, калданка, которую сшивали из трёх досок. Калданки различались по размерам и назначению. Например, были специальные калданки для гонок (манс. — каснэ хап, хотан нявлын хап). Калданки, как и обласа, использовали для передвижения, осмотра сетей, ловли рыбы, охоты на уток и лебедей, перевозки грузов, для обрядов. Гребли на обласе и калданке одним веслом попеременно то с одной, то с другой стороны. Если плыли вместе мужчина и женщина, первый грёб на корме, вторая — в середине лодки. Мужское весло тяжёлое (из кедра или сосны), женское короче, маленькое, лёгкое, его ручка украшена резьбой. Четвертый вид Л. — дощатые. Возможно, такой была длинная Л. (носхап) из пихты, с которой ловили рыбу неводом. Большие дощатые Л. — неводники, заимствованные у русских и коми-зырян (манс. пещар хaп — печерская лодка, саран хaп — зырянская лодка), были на 4—8 вёсел, грузоподъёмностью до 3 т. Пятый вид Л. — крытая — каюк (манс. — кубйк, хурин хaп, сас хурин хaп, хант. — кирив, кирап, тонты хоп) для перевозки всей семьи на промыслы. Раньше это были большие долблёные Л. с каютой, у которой полусферический остов строился из гибких прутьев, а покрытие — из бересты. В ХIХ—ХХ вв. для этой цели использовали большие дощатые Л. Они шли под парусом, когда не было ветра, их тянули бечевой, гребли на вёслах. Все виды Л. бытуют и в настоящее время, хотя везде вошли в быт мотолодки и катера.
Лит.: Историко-этнографический атлас Сибири. — М.; Л., 1961; Лукина Н. В. Формирование материальной культуры хантов. — Томск, 1985; Фёдорова Е. Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси. — СПб., 1994.
З. П. Соколова.
|