Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Колыбель
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Материальная культура обских угров

Колыбель

Колыбель (манс. — бпа; сев.-хант. — онтып; вост-хант. — амтэв). Известны несколько видов детских К., отличающихся функционально: берестяные К. изготовлялись женщинами, деревянные — мужчинами. Хантыйская ночная К. — берестяная прямоугольная коробка с невысокими стенками, для прочности скреплённая по верхнему краю черёмуховым обручем, манс. ночные К. из бересты имели овальную форму, расширяющуюся к изголовью, плоское дно и стенки выкраивались отдельно. У александровских и салымских ханты изготовлялись деревянные ночные К. с низкой вертикальной спинкой, у манси — берестяные ночные К. с низкой спинкой-надставкой или со спинкой, выполненной из одного куска бересты с дном. Дневные К. из бересты были широко распространены у северных манси и ханты. Они имели полуовальное дно, высокую полуовальную спинку, расположенную почти под прямым углом, и невысокие стенки, скреплённые с помощью деревянных ободов и кедрового корня. Внешняя сторона спинки и стенок берестяная К. орнаментировалась техникой скобления. Деревянные дневные К. известны у северных и восточных ханты. Их зашнуровывали так же, как и берестяные. Над изголовьем крепилась тонкая черёмуховая дуга для полога. К спинке и бортам привязывали ровдужные или верёвочные петли, при помощи которых подвешивали К. на специальном крюке. В антисептических целях в К. помещали берестарший вкладыш-коробку с хорошо впитывающими влагу берёзовыми гнилушками, поверх клали подшейный волос оленя или мох. Для новорождённого изготовлялась особая зыбка из старой бересты — пуклен савун (хант. — вместилище для пуповины) или няврэм сан (манс. — ребёнка сосуд). Повитуха (пукын анки — мать пуповины) обмывает младенца водой с растёртой в ней чагой и впервые укладывает в люльку. До отпадения пуповины младенец считается особенно нечистым, находящимся во власти духов земли. Обряд очищения роженицы и ребёнка проводит алтэм-анки — носящая мать. Она перекладывает ребенка в новую люльку, прежнюю относит в лес. Алтэм анки берёт К. с ребёнком на руки и трижды прыгает через костёр. За ней следует мать, призывая поочерёдно духов неба (Санг) и земли (Пугос). Приблизившись к дому, алтэм анки трижды постукивает спинкой К. в дверь. Затем ставит К. с младенцем у очага или в передний угол дома. Дневная К. называется «верхней» (нум амтэв), ночная — «нижней» (ыл амтэв). До появления зубов и имянаречения (вселения в тело верхней души лил') младенческая плоть, по верованию, является предметом вожделения духов нижнего мира. Без К. ребёнок беззащитен, его нельзя класть на голый пол или землю. Для отпугивания нечисти ханты кладут в зыбку нож, точильный камень и спички, а на спинке К. иногда вырезают крест. Манси добавляют к этому кусок хрусталя — «чистого камня». Выносить К. из дома и заносить её полагается спинкой (головой) вперёд. Не следует передавать люльку через порог. Если ребёнок благополучно взрослеет и выходит из К., её хранят и предназначают следующему новорождённому в семье. Если «счастливая» люлька обветшает, её уносят в лес и подвешивают на берёзу («верхнее» дерево). К. умершего ребёнка оставляют в лесу под кедром («нижним» деревом).

Лит.: Лукина Н. В. Формирование материальной культуры хантов (восточная гр.). Томск, 1985; Фёдорова Е. Г. Ребёнок в традиционной мансийской семье // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Е. В. Перевалова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Предметный указатель
Имянаречение
Люлька
Нижний мир
Упоминается в статьях
Гигиена национальная
Люлька дневная. Дерево, береста, кожа, мех. Восточные ханты (р. Пим). Из фондов Сургутского краеведческого музея
Колыбель. Илл.