Имянаречение, обряд присвоения имени ребёнку. При сопоставлении данных об этом обычае северных народов в исследованиях Г. И. Новицкого, В. Ф. Зуева, П. С. Палласа, Ф. Белявского, С. К. Патканова заметны противоречия и несогласованность, путаница имён и прозвищ. Последние играли роль охранительных имён, поскольку произносить настоящее имя человека было не принято, чтобы не привлечь к нему внимания злых духов. В. Н. Чернецов, Е. И. Ромбандеева и другие исследователи описали ритуал именования ребёнка у манси и ханты как связанный с представлениями этих народов о реинкарнации души. У каждой генеалогической группы, семьи были фонды наследственных, предковых имён, которые давались чаще всего через поколение. В архивных материалах XVIII в. эти имена выявляются у некрещёного населения. Среди них могут быть и близкие прозвищам или означающие животных, птиц и т.п. В связи с представлениями о душе-имени настоящие имена ханты и манси были табуированы, их старались не упоминать ни при живом человеке, ни при покойнике. Они скрывались под прозвищами, охранительными именами, терминами родства (анга — мать; таха, ики — муж; иднем — друг, подружка и т.п.), счётными именами (первый, второй, третий сын), описательными именами (сын такого-то). У ханты и манси существовал также обычай не давать одинаковые имена детям в одном селении, т.к. они верили, что из двух людей, имеющих одинаковые имена (души) и живущих в одном селении (раньше, очевидно, в пределах одной генеалогической или родовой группы), один должен умереть. Если один из тёзок умирал, другому срочно меняли имя. Этим обычаем объясняется обилие личных имён у обских угров. Так, в Обдорской волости Берёзовского уезда в 1795 среди 1624 мужчин было 985 традиционных имён, из которых термины родства составляли не более 13. Таким образом, фонды наследственных предковых имён, групп в представлениях обских угров были связаны с душами данной генеалогической группы, возрождившимися в новых членах рода. Имена давались после рождения ребёнка в обряде определения того, чья душа воплотилась в новорождённом. Возможно, в прошлом у обских угров были и вторые имена — повседневные или подставные (типа прозвищ). С христианизацией ханты и манси в XVII в. роль подставных имён стали играть христианские имена, заменившие традиционные.
Лит.: Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. — М., 1970; Системы личных имен у народов мира. — М., 1986.
З. П. Соколова.
|